Кризис русской школы
жизненныхъ трудовъ, что собирать ихъ будетъ совсѣмъ другое лицо, «одобренное начальствомъ», — такова участь человѣка, ко- торый въ россійскомъ государствѣ неосторожно вздумаетъ взять на себя педагогическую иниціативу. Но, можетъ быть, напротивъ, новая мѣра министерства на- роднаго просвѣщенія свидѣтельствуетъ только о крайности его идеализма? Нельзя же, въ самомъ дѣлѣ, допускать, чтобы такое высокое занятіе, какъ воспитаніе юношества, оказывалось въ зависимости отъ низменныхъ, меркантильныхъ побужденій. Нѣтъ, интересы воспитанников!, школы и безъ того достаточно уже ограждались. Огромны тѣ права, какими обладаетъ мини- стерство въ регулнрованіи жизни частиыхъ учебныхъ заведений Какъ аргусъ, наблюдаетъ оно въ нихъ за каждымъ шагомъ, требуя подчиненія всему, что только указывается свыше, и въ крайнемъ случаѣ ему нетрудно любое изъ нихъ стереть съ лица земли. Къ чему же тутъ бить еще ихъ по карману? Какой въ томъ можно найти смыслъ, кромѣ одного, — кромѣ желанія держать ихъ такъ, чтобы они дышать не смѣли. Если же отъ этого ихъ поразительно высокое число пойдетъ на убыль, то министерству будетъ мало горя. На его знамени написано: «По- рядокъ!»; порядка же въ его вѣдомствѣ, конечно, окажется тѣмъ оолыне, чѣмъ меньше тамъ останется докучливыхъ част- ныхъ учебныхъ заведеній. Учительскіе курсы. За миннстерствомъ народпаго просвѣщенія числится новый подвиги. Всѣ обратили, конечно, вниманіе на отказъ, который получила отъ министерства комиссія по устройству учительскихъ курсовъ въ Петербургѣ, ходатайствовавшая о разрѣшеніи по примѣру прежнихъ лѣтъ устроить этимъ лѣтомъ курсы для учителей средней школы. Самъ по себѣ фактъ — въ скорбныхъ условіяхъ русской дѣйствителыюсти довольно заурядный. Но очень характерна здѣсь мотивировка: мы сами приняли на себя заботу о подготовкѣ учителей средней школы, а потому част- ная дѣятельность въ этомъ отношеніи является излишней. Почти излишними является разборъ этого поразительиаго от- вѣта по его оуквѣ. Проекты министерства о лучшнхъ способахъ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1