Кризис русской школы

— 56 — сударственнылъ вопросомъ. Самое скромное честолюбіе вынуждено облекаться въ политическую форму... Апостолъ Павелъ въ наши дни вынуждѳнъ былъ бы думать о министер- ств};, Лютеръ и Кальвинъ должны были бы стать политическими заговорщиками». (Ренанъ) . Поменьше политики вообще и никакой политики въ школь- номъ мірѣ, — твердить наше правительство, указывая на примѣръ Западной Европы. Развѣ въ Европѣ политика мѣшаетъ въ уии- верситетахъ профессорамъ и студентамъ заниматься? А въ средней и въ народной школѣ, — развѣ тамъ думаютъ о чемъ- шюудь, кромѣ ученья? Такъ пусть же мішистерство просвѣщенія и у пасъ изгонитъ всякую политику изъ школы. — Европѣ не оавіідовать нельзя. Ьлаго ей, что юношество и воспитатели его могутъ спокойно трудиться падъ ближайшею своею задачей. Политика внѣ узкаго сравнительно предѣла нигдѣ не можетъ являться самоцѣлыо. Политика есть средство, чтобы обезпечитъ достиженіе возможно полнаго расцвѣта индивидуальной дѣятель- ности II жизни. Но вдумайтесь же нѣсколько поглубже въ при- чины мира, царящаго въ европейской школѣ. Что, напримѣръ, вь германскихъ государствахъ не существуетъ правительствен- ныхъ институтовъ для подготовки педагоговъ ? Они, конечно, существуютъ: ихъ и копируетъ наше министерство въ своемъ проект ь. Что же, это побуждаетъ тамъ правительственную власть преслѣдовать частную ішидіатнву въ столь гибкомъ и сложномъ дѣлѣ ? Совсѣмъ напротивъ : ей оказывается всякое поощреніе и поддержка. Итакъ, чтобы удалить политику изъ школы, необходимо начать сверху, — ея необходимо поубавить въ миннстерствѣ. Пока же министерство главной своей задачей будетъ считать гоненіе на неблагонадежность и подавленіе част- ной иниціативы, пока оно будетъ дышать самовластіемъ и поли- цейскимъ духомъ, до тѣхъ поръ школа роковымъ образомъ оудетъ оставаться царствомъ политики, и не помогутъ тутъ ни строгіе уставы, ни драконовская дисциплина. Тамъ, гдѣ на языкѣ администраціи «не черезъ насъ» означаетъ «противъ насъ»,— «тамъ все становится государственнымъ вопросомъ», во вредъ и обществу и государству.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1