Кризис русской школы
— 67 — Однако, если отъ подобнаго требования отказаться, то это значить поставить будущихъ «учительницъ гимназій» не въ равный условія съ ихъ конкуррентами-учителлми. Учителя гим- назій могутъ возроптать. ІІа что? Что ихъ самихъ въ гиыназіи учили лучше, нежели женщинъ? Такъ это — перевѣсъ, приба- вочное орудіе въ жизненной борьбѣ. Нельзя иначе разсуждать, ■если къ даваемому средней школой образованію относиться вполиѣ серьезно, если его считать за благо. Если же смотрѣть на прохожденіе гимназическаго курса иначе, если въ различ- ныхъ гимназическихъ предметахъ видѣть лишь горькія пилюли, которыя надобно проглотить для полученія права на доступъ къ государственному пирогу, то и съ такой «практической» точки зрѣнія нечего будетъ студентамъ мужского пола тол- ковать о привилегироваиномъ положеніи ихъ конкуррентокъ. Мы говорили уже про то, какая бездна раздѣляетъ условія, въ которыхъ работаютъ юные адепты науки въ государствен- ныхъ университетахъ, отъ тѣхъ, въ какія по «частнымъ выс- шимъ учебнымъ заведеніямъ» поставлепъ трудъ курсистокъ. Но есть въ Св. Писаніи грозное слово: «Имущему дастся и пріумножится, а у неимущаго отнимется», и, слѣдуя ему, наше министерство съ тѣхъ самыхъ, кому меньше дано, пред- лагаешь взыскивать гораздо больше. Курсисткамъ предстоять платить двойную экзаменашонную повинность. Для ихъ про- сѣва на экзаменаціонной мелышцѣ устанавливается двойной грохотъ, двойное рѣшето. Нѣтъ, тутъ ни у кого языкъ не повернется, чтобы вести рѣчь о слишкомъ облегченныхъ для женщинъ условіяхъ доступа къ учительству въ гимназіяхъ. но уроковъ, такъ какъ по эломснтарнымъ иаукамъ самъ довольно слабъ“. — Такъ же мало способны были, надо думать, къ „репетированію по всѣ.мъ предметамъ гимназическаго курса” и многіе другіе наши знаменитые про- фессора, вышедшіе изъ старыхъ семпнарпі. При томъ взглядѣ на дѣло, который лежитъ въ основапін разбираемыхъ мѣропріятін нашего министер- ства, всѣхъ ихъ рапѣе допущенія къ магистерскому или докторскому диспуту надобпо было бы посадить за пополненіе педоученнаго по гимназическому курсу. Всѣ бы они такой экзамепъ, конечно, сдали, — и мѣсяцы, отнятые на него отъ другпхъ работъ, явились бы, копечпо, чистымъ ущербомъ для инте- .ресовъ русскаго просвѣщепія. 5 *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1