Кризис русской школы

За экзаменаціоннымъ столомъ встрѣчаются профессоръ н студентъ. Профессоръ «пспытываетъ» студента въ знаніи своего предмета. Самъ онъ въ году, читая курсъ, готовился къ каждой отдѣльной лекціи, что не мѣшало ему въ аудиторіи повреме- намъ справляться со своимъ конспектомъ, куда онъ заносилъ нужный цитаты, даты, цифры и ,т. д. Студентъ, — если попался хорошій экзаменаціонный субъектъ — отвѣчаетъ по курсу такъ, какъ не отвѣтилъ бы сразу профессоръ, если бы имъ предложено было помѣняться ролями. Какъ фонографъ воспро- изводитъ онъ все, что издатель курса стенограф ировалъ при произнесеніи лекцій, и если кромѣ памяти онъ обладаетъ плав- ной рѣчыо, то отвѣтъ получается блестящій. Ио блескъ этотъ для всякаго опытнаго преподавателя нисколько не является ручательствомъ за настоящее, серьезное знаніе предме- та. А то свободное распоряженіе фактичеекимъ матері- аломъ, то щегольство знаніемъ данныхъ, который самъ профессоръ не считаетъ нужными содержать постоянно въ го- ловѣ, это — лишь tour de force хорошей памяти, не имѣющій ровно никакой внутренней цѣны. Къ концу экзаменаціонной сессін студентъ — кладезь всякой премудрости. Черезъ самое короткое время онъ мало что уже помнить по тѣмъ пред- метами, которые онъ только «готовилъ», не занимавшись ими въ году. Благодѣтельная природа быстро освобождаетъ мозгъ отъ легшаго было на него груза фактовъ. Ad instans examen et in futuram oblivionem — для предстоящаго экзамена и гря- дущаго забвенія. Такова экзаменаціонная картина по крайней мѣрѣ при мае- совыхъ повѣрочныхъ испытаніяхъ; при системѣ, когда про- фессоръ экзаменуетъ рядъ незнакомыхъ ему слушателей «по. билетами». Пріобрѣтеніе подобныхъ, — въ трехъ четвертяхъ. своихъ ни для чего не нужныхъ, — экзаменаціонныхъ зна- ній и при хорошей памяти требуетъ немалаго труда; для тѣхъ же, у кого память послабѣе, это — крестъ, поди тяжестью- котораго и изньіваетъ множество студентовъ на своемъ ака-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1