Кризис русской школы

— 71 — творителыіо» теперь приходится писать всякому, кто скажетъ у стола хотя нѣсколько связныхъ словъ». Университеты начали борьбу съ этой варварской системой и вышли изъ нея побѣдоносно. Большая часть экзаменовъ снова производится по мѣрѣ прохожденія студентомъ курса, нося нерѣдко форму colloquium’a, при которой испытаніе можетъ получать не одно контрольное, но и педагогическое значеніе. А женщинами теперь прѳдлагаютъ попробовать то, отъ чего пришлось освободить студентовъ. Правда, имъ позволяется разсрочивать экзамены на два года. Толчокъ для нервовъ этими, конечно, ослабляется. Но каково ви ту пору, когда прошедшій высшую школу человѣки жаждетъ стать, наконеди, нзп ученика самостоятельными дѣятелемн на избранномп ими поприщѣ жизни, еще два года оставаться на положеыіи губки, имѣющей впитать ви себя и снова выпустить опредѣленный ми- шютерствомъ quantum экзаменаціонной влаги. Зло можети пойти и глубже. Система, предлагаемая мини- стерствоми, можети отравить самый источники, откуда женщины получаюти высшее оВразованіе. Университеты, не зпающіе кон- куррендіи и обладающіе прочной организацией и прочными тради- ціями, могути довольно спокойно относиться ісп предприни- маемыми правительствоми ви ихи области экспериментами. Они все перетрути, что ки ихи задачами не подходитп. Сумѣли они перетереть устави 1884 года. Сумѣюти перетереть и новый шварцевскій устави, если ему суждено будети осуществиться. Тути надобно жалѣть только о времени и силахи, который неизбѣжно растрачиваются на эти операціи. Но женскіе кур- сы — учрежденія, еще не успѣвшія окрѣпнуть, и при начавшей развиваться между ними конкурренцін они рпскуютъ поди вліяніемп предложенной миниетерствоми системы сбиться на очень печальную дорогу. Верхи станути мало-по-малу брать тѣ изп заведеній, который выкинутп за борти истинный идеалп высшаго научнаго образованія и откровенно напишутп па свопхи дверяхи: «Оранжереи для выгонки ви ранній экзаменаціонный цвѣтъ». А пышный экзаменаціонный двѣти, — каки то показы- ваети примѣри Франдіи, гдѣ чрезмѣрное развнтіе конісурсныхи экзаменови представляетп язву на учебноми организмѣ, — ие-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1