Кризис русской школы
— 74 — мннистерскаго произвола, въ жертву которому брошены были университеты уставомъ 1884 года. На крайиостяхъ проекта, и сосредоточилось вниманіе нѣкоторыхъ изъ нностранныхъ- спеціалиетовъ, которымъ гр. И. И. Толстой послалъ его на отзывъ. Отсюда же для нынѣшняго министерства явилась воз- можность представлять свою реакціонную затѣю такъ, какъ будто бы въ ея защиту оно имѣетъ право ссылаться на крупные авторитеты, говорящіе отъ вѣкового опыта Западной Европы. Сцена изъ старой, затасканной трагикомедіп. Сколько безсмы- слпцъ, сколько реакціонныхъ мѣръ сваливалось уже на голову злосчастной русской школы съ видимаго благословенія запад- ныхъ спеціалистовъ и при торжественныхъ указаніяхъ на прн- мѣръ Западной Европы ! Попытка закрѣпостнть народную школу святѣйшему синоду — примѣръ Германіи, Голландіи и Аыгліи, г Дѣ духовенство (нисколько не похожее на наше) играетъ въ народномъ образованіи такую роль. Мучительный, зловредный экспериментъ надъ средней школой, извѣстный подъ именемъ толстовской классической системы, — примѣръ всѣхъ европей- скихъ культурныхъ странъ (которыя какъ разъ тогда и при- готовились къ борьбѣ за устраненіе монополіи этого стараго типа школы). И, наконецъ, развѣ творцы устава 1884 года тоже не ссылались па образецъ Германіи въ такихъ нововведе- ніяхъ, какъ гонорарная система и государственные экзаме- ны, затѣп, въ русскихъ условіяхъ потерпѣвшія полное фіаско? Гакъ значить иамъ Западъ не указъ? Такъ значить Россіи надо до всего доходить своимъ умомъ, все дѣлать «отъ себя», не обращая вниманія па чужой опытъ? Зачѣмъ лее такъ. Но только- Когда перенимать съ умомъ, тогда не чудо II пользу отъ того сыскать; А безъ ума перенимать И, Боже сохрани, какт> хуцоі «И, Волге сохрани, какъ худо», хотя бы въ оправданіе можно* было сослаться на прямой совѣтъ того или другого изъ за- граничныхъ спеціалистовъ, знающихъ въ совершенствѣ у себя дома технику данной области, но не знающихъ Россіи !). *) Среди западныхъ ученыхъ, подававшихъ годосъ по поводу реформы русскихъ уннверептетовъ, быдъ, сколько намъ извѣстно, и проф. Ягичъ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1