Кризис русской школы

заблужденіяхъ. Онъ сообщаетъ между прочимъ такого рода фактъ. Прошлой осенью, при обсужденіи въ Верхней палатѣ баварскаго ландтага проекта новаго устава о гражданской службѣ, группа либеральныхъ депутатовъ напала на предо- ставляемое тамъ министерству право переводить профессора пзъ университета въ университетъ, какъ переводятся другіе чинов- ники съ мѣста на мѣсто. Критики объявляли это неслыханными и нестерпимыми новшествомъ. Новшества нѣтъ здѣсь ровно никакого, — такъ отвѣчалъ въ ландтагѣ отъ имени правитель- ства министръ финансовъ. — Новый кодексъ воспроизвели здѣсь только то, что значилось въ старомъ. Мѣиять здѣсь что-нибудь было бы неудобно, такъ какъ законъ о службѣ гражданской поставили себѣ задачей создать одинаковое положеиіе для всѣхъ ея чиновъ. «А сверхъ того я считаю это совершенно лишними, такъ какъ за 61 годъ (т.-е. какъ рази съ революціи 1848 года) ни разу не было случая, чтобы какого-нибудь профессора пе- реводили». И то сказать. Попробуй сейчасъ министръ народ- наго нросвѣщенія въ Баваріи перевести какое-нибудь нзъ свѣтилъ мюнхенскаго университета,— Брентаио, Байера, Пель- мана или кого-нибудь другого, — «для пользы службы» въ Эрлан- генъ или Вюрцбургъ, что бы тугъ случилось? Ученаго стали бы упрашивать не обращать вниманія на такую дерзость, не отрясать на Баварію прахъ отъ свонхъ ногъ, не переходить въ другое государство, остаться въ Мюнхенѣ, а министръ поѣхалъ бы искать гдѣ-нибудь захолустья, чтобы укрыться отъ общественнаго негодованія. II въ этомъ случай помянутое «за- блужденіе» вѣрнѣе отражаетъ жизнь, чѣмъ текстъ закона. Нѣсколько иначе обстоитъ дѣло съ законными правомъ нѣ- медкихъ министерствъ участвовать въ вопросахъ о замѣщенін каѳедръ. Здѣсь писанный законъ нѣсколько ближе сходится съ практикой. По и здѣсь министерство ни въ одномъ гер- манскомъ государствѣ думать не смѣетъ о томъ, чтобы поль- зоваться всей предоставляемой ему закономъ полнотой власти, и каждый разъ, какъ только общество чуетъ въ какомъ-нибудь формально законномъ шагѣ министерства намѣреніе повліять на характеръ преподаванія въ университетѣ, оно грудью встаетъ протнвъ подобныхъ посягательствъ на то, что всякій интелли-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1