Кризис русской школы
— 82 — говоря про развитіе ихъ автономіи, теперешній попечитель па- рижскаго учебнаго округа Ліаръ пишетъ въ извѣстномъ своемъ трудѣ: «Такъ факультеты стали фактическими хозяевами въ установленіи учебныхъ плановъ. Не то, чтобы право издавать ихъ перешло въ руки факультетовъ изъ рукъ отвѣтсгвеннаго министра. Но съ этихъ поръ министры, всѣ министры, приняли за правило ничего не рѣшать въ такихъ вопросахъ, не запро- сивъ факультеты, и не считать непосредственно исполнимымъ ничего, кромѣ того, что факультеты сами свободно требуютъ или принимаютъ» х ). Откуда же у министровъ, которые при наполеоновской имперіи держались недосягаемыми олимпійцами, явилась склонность добровольно подчинить себя такому правилу, объ этомъ, конечно, не приходится распространяться. Если бы и у насъ Государственная Дума знала, что въ случаѣ неразум- иаг-о или недобросовѣстнаго распоряженія министра предоста- вленною ему относительно университетовъ властью народные представители имѣютъ право показать ему изъ министерства двери, она могла бы смѣлѣе отвести высшей администрации ея долю полномочій. Но тамъ, гдѣ министре съ самой Думой позво- ляете себѣ объясняться высокомѣрнымъ тономъ, тамъ, гдѣ онъ Думѣ болѣе чѣмъ прозрачно намекаете, что ему ни за чѣмъ не нужны даваемыя ею указанія и совѣты, — тамъ у народныхъ представителей есть самыя серьезныя основанія при выработкѣ новаго закона объ универсигетахъ не слишкомъ расширять кругъ министерской власти. «Перенимать съ умомъ» значить подражать Западной Европѣ въ университетской политикѣ по духу. Буква же европейскаго законодательства въ русскихъ условіяхъ дастъ совсѣмъ не германскій и не французскій результатъ. При этомъ недостаточно вписать въ законъ гарантіи автономіи университетовъ. Надобно позаботиться о томе, чтобы находи- лась сила, способная охранять дарованное закономъ право. Въ Европѣ эгидой университетовъ служить могучее общественное мнѣніе и конституционный строй. Въ Россіи значенія этихъ факторовъ нельзя высоко ставить. Поэтому въ Россіи универ- ситеты должны имѣть такую организацію, чтобы они сами спо- 1 ) L. Liard. L’enseignement supe'rienr en France, ІГ, 391.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1