Кризис русской школы
— 83 — собны были постоять за себя противъ административныхъ пося- гательствъ. Внутреннее управленіе различныхъ нѣмецкихъ уни- верситетовъ организовано различно. Въ однихъ университетскШ совѣтъ имѣетъ сравнительно широкое поле дѣятельности ; дрѵ- гіе университеты болѣе децентрализованы по факультетамъ. Изъ спрошенныхъ нѣмецкихъ спеціалистовъ . Паульсенъ съ Лёнин- гомъ оказались сторонниками децентрализаціи, и собственный проектъ г. Шварца, быощій прежде всего по положенію совѣ- товъ въ русскихъ университетахъ, можетъ ссылаться на эти авторитеты. Врядъ ли однако кто согласится безъ дальнихъ разсужденій признать ихъ мнѣніе правильнымъ и въ Россіи, гдѣ дѣло имѣетъ такую сторону, съ которой Германіи, къ ея счастью, не приходится считаться. Проф. Лёнингъ пишетъ: «Авторъ этихъ строкъ въ качествѣ ординариаго профессора въ дерптскомъ и роштокскомъ университетахъ много лѣтъ со- стоялъ въ университетахъ, гдѣ собраніе ординарныхъ профес- соровъ должно было голосовать по вопросамъ, предложеннымъ факультетами. На основаніи этого опыта онъ находить, что недостатки, связанные съ этимъ порядкомъ, съ лихвой покры- ваютъ его достоинства». Лёнингъ былъ профессоромъ въ Дерптѣ въ концѣ 70-хъ годовъ. Но если бы ему пришлось попасть туда опять, когда Дерптъ пересталъ быть Дерптомъ, а пре- вратился въ Юрьевъ, когда тамъ «пекся» объ университетѣ г. Ульяновъ, когда тамъ стали разыгрываться преслѣдованія въ родѣ тѣхъ, которому подвергся ректоръ Пассекъ, проф. Лёнингъ глубже задумался бы, вѣроятно, надъ констатируемымъ у него же въ запискѣ фактомъ, — что съ самаго 1804 года, когда русскіе университеты впервые получили свою организацію, со- вѣтъ игралъ въ нихъ такую ро.ль , какой онъ не имѣлъ въ дру- гихъ унгшерситетахъ. Притча о прутьяхъ поодиночкѣ и пру- тьяхъ связанныхъ давно извѣстна. Divide et impera — девизъ министерскаго проекта. L’union fait la force — девизъ защитни- ■ковъ совѣта. G*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1