В каком смысле можно говорить о существовании феодализма в России?

93 обусловленное службою, настаиваетъ ГІавловъ-Сильван- скій, явилось у насъ впервые никакъ не въ Х\ XVI вв., когда является у насъ извѣстный терминъ „помѣстье", обо- значающий такое именно условное землевладѣніе, и воз- никло оно у насъ никакъ не гіодъ внѣшнимъ византій- скимъ вліятііемъ, какъ думаютъ пѣкоторые историки. II о- мѣстье, какъ обусловленное службой владѣніе, тожествен- ное съ бенефиціемъ, существовало еще въ удѣльное время и называлось оно тогда другимъ слбвомъ: жалованье, сло- вомъ, представляющими собою какъ бы буквальный пере- водъ соотвѣтствующаго латиискаго термина beneficium, благодѣяніе, милостыня, пожалованіе". Авторъ находитъ еще и другую аналогію или параллель: „точно такъ же, какъ слободки, села и деревни, жаловались у насъ въ удѣльное время и должности въ соотвѣтствующее земель- ному владѣнію условное пользованіе или въ кормленіе. Какъ на Западѣ такія пожалованный должности называ- лись, одинаково съ пожалованными землями, сначала оене- фиціями, а позднѣе феодами (fief-office), такъ и } насъ должности -кормленія называются, одинаково съ селами, равнозначущимъ терминомъ „жалованье*' (beneficium). Древ- нѣйшая грамота на пожалованіе волости въ управленіе или кормленіе (кормленіе отъ слова кормить-управлять, какъ кормчій-управитель), относится къ ХІѴ-му вѣку“ Д Далѣе, кромѣ „боярской службы съ жалованья", Па- вловъ - Сильванскій находитъ въ удѣльное время и „бояр- скую службу съ вотчины", безусловно признавая на Руси существованіе „коммендаціи лица съ землей". „Вели у насъ, говоритъ онъ, даже мелкіе своеземцы, смерды и купчины, какъ видно изъ договорныхъ грамотъ, закладывались или зада- вались, т. е. коммендировались вмѣстѣ со своей землей, то и отношений Всеобщая служба съ земли явилась при Иванѣ Грозномъ, какъ обще-обязательное государственное требованіе, и эта общеобяза- тельность исключала основное начало феодализма: свободный договоръ о службѣ 11 . J ) Стр. 110.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1