В каком смысле можно говорить о существовании феодализма в России?

96 съ землей только тогда, когда увѣрены были въ силѣ новаго своего сюзерена" и потому „надѣялись, что онъ охранитъ ихъ и ихъ землю отъ покушеній прежняго ихъ сюзерена, отъ котораго они отказались" 1 ). У насъ переходы служеб- ныхъ князей съ вотчинами ограничиваются въХѴв. путемъ взаимныхъ соглашенін великихъ князей. Наприм., москов- скій великій князь налагаетъна удѣльныхъ князей обяза- тельство: „а князей ти, брате, моихъ служебныхъ съ вотчи- нами не примати", а тверской великій князь въ договорѣ съ Витовтомъ (1422) написалъ: „пойдетъ ли который (князь) къ великому князю Вятовту, а онъ отчины лишенъ". Тѣ же два начала, т. е. запреіценіе приниматьсъ вотчинами и от- казъ уходящихъ отъ вотчинъ Павловъ-Сильванскій на- ходить „равнымъ образомъ и въ отношеніяхъ князей къ землямъ отъѣзжавшихъ отъ нихъ бояръ". Но для пего это — только примѣненіе „общаго феодальнаго правила о свободѣ ухода вассалаподъ условіемъ оставленія имъ своего бене- фиція или феода" 2 ). Р Стр. 113. 2 ) Стр. 114. .,Въ качсствѣ общаго правила, это начало исключи- тельно' личной свободы перехода устанавливалось нашими между кня- жески м и договорами только въ отношеніи такихъ ыелкихъ слугъ, владѣвшихъ жалованіями Въ отношеніп же бояръ-вотчинниковъ князья не рѣшились установить того же общаго правила, хотя на практпкѣ, конечно, очень часто захватывали ихъ вотчины, въ случаѣ ихъ отъѣзда. Взамѣпъ того, подтверждая договорами, составлявшимися при участіи бояръ, членовъ княжеской думы, право отъѣзда бояръ, князья отдѣля- ютъ личную службу бояръ отъ ихъ территоріальной подвластности. Они взаимно обязываются не вступаться въ отчины отъѣзжающихъ бояръ, то-есть не подчинять ихъ земель своей власти. Бояринъ воленъ служить, кому онъ хочетъ, но, въ качествѣ вотчинника, опъ долженъ подчиняться мѣстному князю; онъ долженъ судомъ и даныо потянутп по землѣ и по водѣ. Эти княжескія согдашенія устанавливаютъ ненор- мальный, неустойчивый, внутренне-противорѣчивыіі порядокъ, ненор- мальность котораго объясняется только его переходпымъ характеромъ отъ старыхъ формъ къ новымъ, борьбою двухъ иачалъ: старой свобод- ной коммендаціи лица съ землей, отъѣзда бояръ съ вотчинами, и но- ваго начала государственной княжеской власти, закрепляющей за со-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1