В каком смысле можно говорить о существовании феодализма в России?

116 насъ ') и переходить къ разсмотрѣнію быта сельчанъ и тамъ, и здѣсь. „Холопы на пашнѣ, черные люди и страдные люди, го- ворить авторъ, были во многихъ господскихъвотчинахъ 2). Но, продолжаетъ онъ, пашенное холопство не развилось у насъвъ особое состояніе холопской крестьянской зависи- мости, подобнофранцузскому серважу", хотя, — оговаривается онъ,— „фактически, живя на крестьянскихъучасткахъи ведя самостоятельное хозяйство, они были близки къ француз- скимъ сервамъ". Больше сходства находить онъ между на- шими крестьянами XIV— XV вв. съ западными вилланами. По свѣдѣніямъ, начинающимся съ XIV' в., они были людьми свободными, и свобода ихъ заключалась въ правѣ оставлять землю господина. „Въ этомъ отношеніи, говорить Павловъ- Сильванскій, положеніе ихъ (было) одинаково съ положе- ніемъ большей частикрестьянъ на Западѣ во вторую поло- вину среднихъ вѣковъ, съ XIII вѣка 3 ). Въ это время во Франціи преобладающи свободные вилланы, и сервы также съ XIII вѣка пользуются правомъ перехода. Въ Германіи также преобладающа свободные арендаторы и грунгольды, пользующееся правомъ перехода. При этомъ, прибавляешь еще онъ, на Западѣ, точно такъ, какъ у насъ, необходи- мыми условіемъ выхода крестьянина былъ формальный от- казъ, открытый разрывъ его отношеній къ господину" 4 ). Объ этомъ правѣ отказа и о его соотвѣтствіи съ француз- скими clesaveu Павловъ-Снльванскій уже писаливъ своей первой книгѣ 3 ), но въ 'новой работѣ говорить объ зтомъ обстоятельнѣе, сообщая кое-какой документальный матеріалъ о русскомъ отказѣ, или отрокѣ, какъ настоящемъ *) § 41. ІГосельскій — villictis, стр. 185 — 191. -) Стр. 191. 3 ) Конечно, объ общемъ положеніи крестьянъ на Западѣ, съ моей точки зрѣнія, говорить не приходится, ибо оно въ разныхъ странахъ .было различно. 4 ) Стр. 192. 5 ) Сы. выше, стр. 62, а также стр. 107.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1