В каком смысле можно говорить о существовании феодализма в России?

сходства междурусскимии феодальными порядками (Гр адов- скій и Милюковъ), хотя, съ другой стороны, въ то же время „накоплялись важныя данныя для пересмотраэтого вопроса 1 ' (труды Владимірскаго - Буданова, Леонтовича, Клю- чевскаго, Платонова, Сергѣевича), а вмѣстѣ съ тѣмъ происходилои „болѣе глубокое разслѣдованіе основныхъ на- чали феодализма въ трудахъ новыхъ западныхъ истори- ковъ‘ ; 4 ). Конечно, Карамзинъ и Полевой держалисьвзгляда на феодализмъ, давно оставленнаго наукою, а потому ихъ соображенія для Павл о ва- Си ль ван с к а г о могли дать очень мало, какъ и самъонъ объ этомъ заявляетъ 2), но уже многія наблюденія Чичерина и Соловьева онъ считаетъ „сохранившимивсе свое значеніе до нашего времени 1' 3 ), хотя всего, что говорилось, напр., первыми изъ нихъ, было все-таки еще слишкомъ мало для выясненія „тожества основъ русскаго и западнаго порядковъ“ 4). Указавъ на новыя пріобрѣтенія русской и западной науки (между ними и на „нѣкоторые открытые недавно акты", давшіе „новое освѣщеніе извѣстнымъ уже явленіемъ 11 ), Павловъ- Сильванскій говор итъ, что съ этими новыми пріобрѣ- теніями онъ и счелъ нужными вернуться „къ забытыми мыслями историковъ 40-хъ и 50-хъ годовъ", чтобы „обо- сновать ихи, развить и дополнить". „Мнѣ кажется, приба- вляетъ онъ, что я возбудили назрѣвшій вопроси 11 . Конечно прибавляетъ онъ еще, „я не считаю, что вопроси исчерпанъ,— и виолнѣ понимаю, какъ много еще предстоитъ работать на этомъ пути" 5 ). Пав л овъ-Си лнванскій даже при- знаётся въ своей неувѣренности на счетъ того, чтобы мно- гое, ими выяснявшееся, было единственно правильными, но, оговариваетсяонъ, есть пункты, относительно коихъ у него нѣтъ сомнѣнія: этодля него тѣ пункты, „которыми устанавли- вается тожествоосновныхъ начали строя удѣльной Руси и фео- 1 ) Стр. 419. 2 ) Стр. 414. 3 ) Стр. 415. 4 ) Стр. 416. Ср. стр. 417, гдѣ говорится о ыеудачѣ его параллели. *) Стр. 419.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1