В каком смысле можно говорить о существовании феодализма в России?

85 второй половинѣ средневѣковья, приблизились по существу къ договору боярской службы" 1 ), примѣры чего дальше іі приводятся въ книгѣ. На Западѣ у вассаловъ могли быть и бывали свои вас- салы, которые назывались вавассорами, арьеръ- вассалами и т. п. Спрашивается, были ли такіе подвассалы у русскихъ бояръ, или эта особенность феодальнаго быта на Руси не существовала. Павловъ-Снльванскій увѣренъ, что на во- просъ этотъ не можетъ быть иного отвѣта, какъ „да, были . Вотъ какъ онъ высказываетъ свою мысль на этотъ счетъ. „Нашъ удѣльный бояринъ, вассальный слуга князя, наравнѣ со своимъ зап'аднымъ товарищемъ феодаломъ, имѣетъ своихъ слугъ, подчиненныхъему на тѣхъ же началахъ военной, воль- ной, договорной службы. Бояринъ такъ же какъ западный вас- салъ, долженъ былъ имѣть своихъ военныхъ слугъ, потому что онъ исполнялъ вітолнѣ свое обязательство службы только -тогда, когда по призыву князя „садился на конь", являлся въ военномъ ераженіи не одинъ, а въ сопровожденіи бол be или менѣе многочисленна™ отряда своихъ конныхъ слугъ и пѣшихъ людей" 2 ). Еще болѣе значительные дружинники, говорить онъ, имѣли собственный дружины, состоявшія изь „отроковъ“ и не смѣшнвавшіяся съ дружиной княжеской. „Дру- ' жина Игоря, какъ извѣстно, завидовала дружинѣ его боярина Свѣнельда, говоря: „Отроки Свѣньлъжи изодѣлися суть оружь- емъи порты, а мы нази"“. Кромѣ того, и Русская Правда отли- чаетъ отъ дружины княжеской боярскую дружину. Авторъ указываетъ далѣе на то, что „четыре-пять столѣтій спустя, въ концѣ удѣльнаго періода, мы находимъ не менѣе ясныя свидѣтельства о боярскихъ дворахъ, о служилыхъ людях ь бояръ, служащихъ имъ на тѣхъ же основаніяхъ, на какихъ сами бояре служатъ великимъ князьямъ 41 . Послѣ покоренія Новгорода Иванъ III приказалъ распустить изъ княжескихъ и изъ боярскихъ дворовъ служилыхъ людей, и боярскимъ служилымъ людямъ московскій государь далъ помѣстья съ *) Стр. 100. 5 ) Стр. 101.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1