В каком смысле можно говорить о существовании феодализма в России?

86 переводомъ ихъ изъ боярской зависимости (топѵапсе) въ непосредственную зависимость отъ самого себя, изъ „бояр- скаго двора" въ „дворъ государевъ". Еще болѣе ясное ука- заниена боярскихъ слугъ и на вассальный характеръ ихъ службы Павловъ-Сильванскій находить въ тверской пис- цовой книгѣ 15-10 г. „Терминъ „служить" имѣетъ въ этой кнпгѣ спеціальный смыслъ службы военноіі, п наряду со многими дѣтьми боярскими, помѣщиками и вотчинниками, въ ней названо много дѣтей боярскихъ, елужащихъ не ве- ликому князю, но зависящимъ отъ него князьямъ, боярамъ и тверскому архіепи скопу". Напр.: „Иванъ служитъ царю и великому князю, а Богданъ служитъ владыкѣ тверскому"; „Огарокъ служитъ князю С. И. Микулинскому, а Шестой служитъ В. П. Борисову". Для болѣе древняго времени онъ указываете еще на одну важную грамоту великаго князя Василія Дмнтріевича, написанную около 1100 года, гдѣ го- ворится: „А про войну, коли язъ самъ великій князь сяду на конь, тогда и митрополичимъ бояромъ и слугамъ". При этомъ, какъ бы подчеркивая вассальный характеръ службы митрополичьихъ бояръ, великій князь постановляете, что они должны идти на войну „подъ стягомъ великаго князя", но „подъ митрополичьимъ воеводою". „Митрополичьи бояре и слуги, заключаете отсюда авторъ, составляли, такимъ образомъ, въ походѣ особый отрядъ, подъ начальствомъ своего воеводы, и лишь чрезъ его посредство подчиненный великому князю. Здѣсь даже въ военномъ походномъ распо- рядкѣ охраняется извѣстный пршщипъ вассальныхъ отно- шеній: вассалъ моего вассала не есть мой вассалъ, или если перевести эти слова соотвѣтствующими древнерусг скими: слуга моего слуги нѣсть мой слуга “ Д Русскихъ вавассаровъ ГІавловъ-Снльванскій усматри- ваетевъ такъ-называемыхъ „дѣтяхъ боярскихъ". По распро- страненномувъ нашевремя взгляду, дѣти боярскіе удѣльнаго времени были обѣднѣвшими сыновьями бояръ, но въ подтвер- жденіе его ігѣтъ, говорите авторъ, „никакихъ данныхъ, кромѣ ') Стр. 102.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1