Письма К.Н. Бестужева-Рюмина о смутном времени

вѣрить извѣстію, что она просила за князя Вас[илія] Ивано- вича]? Правда ли, что ее будто спрашивали о томъ, ея ли сынъ царствуетъ? ІІо различію извѣстій можетъ быть и не правда. Извѣ- стіхо о томъ, что отъ ея имени говорили съ Сигизмундомъ, можно вѣрить только въ томъ смыслѣ, что говорили безъ ея вѣдома. Быдъ ли Скопинъ сосланъ съ другими Шуйскими? Предложу еще иѣсколько своихъ вопросовъ: помнится, что въ числѣ Углицкихъ слѣдователей былъ Ѳеодоритъ (не тотъ ли, что ѣздилъ звать Михаила на престолъ?). Какую роль онъ игралъ? Свидѣтельство о Клешнинѣ я во всякомъ случаѣ отстранилъ бы: ясно, что его смущеніе приписывается его нечистой совѣсти. Вотъ почему я и считаю это реторической прикрасой. Царь Іоаннъ Алексѣевичъ женился уже при Софіи и, какъ и говорятъ, по ея выбору. Былъ ли объ этонъ разговоръ при жизни царя Алексѣя, сомпѣваюсь. Если Петръ сравнивалъ себя съ Димитріемъ, что весьма возможно, то и Милославскіе въ дѣлѣ 15-го мая 1682 года приравнивали Іоанна къ Димитрію. Который Пожарскій мѣстни- чалъ съ Лыковымъ? Помнится, что по этому поводу возбуждено было ’сомнѣніе; полагали, что это князь Димитрій Петровичъ Лопата-Пожарскій. Есть ли точныя свидѣтельства о связи нашего нижегородскаго Минина съ сѣверньшъ Мининымъ, тѣмъ болѣе, что Мининъ — его отчество, а не фамилія? Вы указываете на Сухо- рукихъ, но и къ нимъ принадлежалъ ли нижегородецъ? Связь Пожар- скаго съ княземъ В. В. Голицынымъ ясна: самъ ГІожарскій говорилъ, что если былъ бы „такой столбъ“, какъ князь В[асиліп] В[асильевич г ь], то онъ не принялъ бы начальства; но отношенія его къ Романовымъ для меня не ясны. Пожарскаго мнѣ хочется сохранить: кажется, что для пего существовала только русская земля. Вопросъ о „нрямыхъ и кривыхъ" — важный вопросъ. Я согласенъ съ Вами, что не слфдуетъ судить по нашей мѣркѣ, но всетаки остается мѣрка того времени: мѣрка эта — православіе. Конечно, вопросъ о русско- литовскомъ единеніи занималъ тогда умы политиковъ; но простому русскому чувству трудно было подчиниться Сигизмунду, другу іезуитовъ, при которомъ совершилась Брестская унія. Такимъ про- стымъ русскими человѣкомъ былъ князь -Пожарскій: такимъ же представляется мнѣ и Гермогенъ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1