Письма К.Н. Бестужева-Рюмина о смутном времени

— 47 — Мнѣ кажется — извините за откровенность — что поѣздка Ваша въ Краковъ. Львовъ и Самборъ можетъ быть очень плодотвор- ною. Вы будете, вѣроятио, и въ Варшавѣ. Вамъ можно будетъ черезъ кого-нибудь (хоть съ помощью I Гташицкаго) получить до- ступъ въ нѣкоторыя библіотеки и архивы. Мнѣ случилось уже сообщить Вамъ нѣкоторыя указанія по этому поводу. Поѣздка по Балтійскому берегу едва ли, по моему, приведетъ къ какимъ-ни- будь результатами Мнѣ думается, что вопросъ о Варягахъ не долженъ быть смѣшиваемъ съ вопросомъ о выѣзжихъ родахъ. Выѣздъ, по моему, не подлежитъ никакому сомнѣнію; но я не знаю, слѣдуетъ ли искать Варяговъ на этомъ берегу. Не знаю также, находится ли алатырь въ какой-нибудь связи съ янта- ремъ. Теперь его производятъ отъ слова алтарь и видятъ въ немъ Голгофы. Есть сказаніе о четырехъ рѣкахъ, вытекающихъ изъ нодъ алатыря. Въ римскихъ мозаикахъ нзъ подъ Голгофы, на которой стоитъ Христосъ, вытекаютъ четыре рѣки, очевидно райскія. Насколько дѣйствительно ли лицо напгь Гостомыслъ, не знаю; не взятъ ли онъ съ Гостомысла балтійскаго? Вообще это — во- нросъ сложный и мудреный. Мнѣ кажется, простите, что Вы принесете несомнѣнную пользу, выяспивъ вопросъ о Димитріѣ, а тутъ — море пространное. 51 . 30-го апрѣля 1894 г. Читали ли Вы Иловайскаго „Смутное время"? Я получилъ вчера и прочелъ то, что касается Разстриги. Польская интрига и его происхожденіе изъ Литовско- русской ополяченной шляхты меня не убѣждаетъ. Есть тамъ извѣстіе, взятое у Костомарова, который заимствовалъ его изъ рукописи библіотеки Красинскаго о сторонникахъ Разстриги въ Польшѣ и о томъ, что Левъ Сапѣга говорилъ противъ него въ сенатѣ. Давно читая Костомарова, я забылъ это извѣстіе; теперь же нашелъ его и не знаю, какъ его объяснить въ виду участія Сапѣги въ дѣятельности Разстриги. По Иловайскому еще можно понять, въ виду того, что Сапѣга гото-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1