Итоги XVIII века в России. Введение в русскую историю XIX века

практическое выполненіе перваго указа. «Меморіалъ» Фика предлагалъ приступить къ установленію «внѣшнихъ поряд- ковъ» т -е. штатовъ и окладовъ коллегій, съ одной стороны, и «регламѳнтовъ, такожъ и инструкцій» для нихъ-съ дру- гой а такъ какъ «всѣ коллегіи касаются до губерши», то заодно по его мнѣнію, также «потребно, чтобы правитель- ство губернское на извѣстной мѣрѣ поставить». Предше- ствующій меморіалу царскій указъ (28 апр.), останавливаясь на " одномъ вопросѣ о коллегіяхъ, намѣчалъ такой двоякіи путь для ихъ устройства: «всѣмъ коллегшмъ надлежитъ нынѣ на основаніи шведскаго устава сочинить во. веѣхъ дѣ- лахъ и порядкахъ по пунктами ; и которые пункты въ швед- ского регламентѣ неудобны, или съ ситуаціей сего государ- ства не сходны, и оные ставить по своему разсужденш». Приноравливая новыя учрежденія къ «ситуаціи» русскаго го- сударства, надо было, конечно., для нихъ Использовать адми- нистративный опытъ прошлаго. Это имѣлось въ виду вто- рыми изъ упомянутыхъ указовъ (19 мая), согласно которому « для опредѣленія жалованья въ коллегіяхъ надлежитъ пер- вое вѣдать, сколько во всѣхъ канцеляріяхъ, какъ государ- ственныхъ, такъ и губернскихъ, жалованья, дабы по тому качеству и коллегіи устроить ». Опредѣливъ общее напра- вленіе реформы, Петри указомъ отъ 12 іюня устанавливаете также этапы ея разработкѣ въ законодательного порядкѣ. « А. что перемѣнить и какими образомъ оному (т.-е. регла- менту) быть, — пишетъ они, -оное, поставя, приносить въ се- натъ, одну коллегію по другой. А въ сенатѣ оныя спорныя дѣла рѣшить и ставить свое мнѣніе, и готовить тогда въ докладъ, гдѣ буду присутствовать, и ставить на мѣрѣ». Каждая коллегія, стало-быть, сама вырабатывала проекте , своего устройства, который, но обсужденіи въ сенатѣ въ присутствіи государя, поступали на утвержденіе послѣдняго. | Всѣ вышеуказанный директивы и мѣры въ дѣлѣ проведены j реформы свидѣтельствуютъ о томъ, что, заимствуя швед- скія коллегіи, Петръ отнюдь не намѣревался слѣпо и меха- нически копировать иностранные прообразы новыхъ цен- тральныхъ учрежденій, а заранѣе предусматривали необхо- димость приспособить ихъ къ условіямъ и требованию | русской дѣйствите льности . Кромѣ того, законодатель предо-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1