Итоги XVIII века в России. Введение в русскую историю XIX века

— 141 — ь й I ъ [ И- I К I I I [ I ;ѣ. I се- I въ [ ». I ; ВЪ [ * I ; ставилъ нѣкоторый просторъ критическимъ и творческими порывами своихъ сотрудниковъ, внесшихъ, какъ мы уви- (цимЪ, при іразсмотрѣніи отдѣльныхъ коллегій и при оцѣнкѣ всей реформы, немаловажный измѣненія и допол- ненія въ новый строй управления въ сравнен! и съ его за- граничнымъ оригинал омъ. Но при всѣхъ отступленіяхъ отъ шведской администра- ціи, реформа 1718 г. все-таки ничѣмъ не посягнула на самый колЛегіальный принципъ управленія. Этотъ принципъ былъ усвоенъ Петромъ вполнѣ сознательно. Насколько велико было въ XVIII в. недовольство органами и порядками управленія въ отдѣльныхъ европейскихъ странахъ, настолько- же сильна и непоколебима, напротивъ, была тамъ и вѣра въ исключи- тельное значеніе хорошихъ, т.-е. благоустроенныхъ учрежде- ній для нроцвѣтанія государствъ и народовъ. Когда были выработаны коллегіальныя формы, всѣ правительства поспѣ- шили ихъ ввести у себя, какъ вѣрный залогъ порядка и благоденствія. Проникся этимъ убѣжденіемъ и Петръ. «Искусство до сего времени довольно доказало, читаемъ мы въ одномъ изъ поданныхъ царю проектовъ, что государства и земли въ лучшее состояніе приведены быть не могутъ иначе, какъ учрежденіемъ добрыхъ коллегій». И царь ста- рался, напримѣръ, черезъ Ѳеофана Прокоповича въ духов- номъ регламентѣ, всесторонне выяснить, какъ себѣ, такъ и обществу, всѣ преимущества и удобства коллегіальнаго порядка веденія дѣлъ передъ единоличной администраціей. Противопоставляя коллегіи приказами, авторъ названнаго регламента находитъ, что «президенты, или предсѣдатели (коллегій), не такую мочь имѣютъ, какъ старые судьи», (приказовъ), которые « дѣлали, что хотѣли », тогда какъ « въ коллегіяхъ президентъ не можетъ безъ соизволенія това- рищевъ своихъ ничего учинить» и, стало-быть, въ нихъ «не обрѣтается мѣста пристрастію, коварству, лихоимному суду » ; далѣе, въ коллегіяхъ «извѣстнѣе взыскуется истина собор- нымъ сословіемъ, нежели едиными лицомъ» и вмѣстѣ съ тѣмъ скорѣе «ко увѣренію и повиновенію преклоняетъ при- говори соборный, нежели единоличный указъ»; наконецъ, «коллегіумъ не есть фракція (партія), на интересъ свой сою- зомъ сложившаяся», а « свободнѣйшій духъ въ себѣ имѣетъ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1