Итоги XVIII века в России. Введение в русскую историю XIX века

II. бвропеизаді^ p\Jcci(aro са модерна ві^і -его идеологір въ XVIII вѣцѣ. Основнымъ принципомъ свѣтскаго государства новаго времени является его служеніе идеѣ всеобщаго блага. Эта идея, въ примѣненіи къ государству, была разработана сперва въ теоріи абсолютной монархіи. Созданная западно- европейскими учеными, она стала пропагандироваться съ XVII в. и въ русскомъ обществѣ. «Долгъ царя, — говорить еще 10. Крижаничъ, — сдѣлать народъ счастливыми; Цѣлью законодателя является не только слава и спасеніе душъ человѣческихъ, но и утвержденіе всеобщаго благополучія, польза и честь народа». Затѣмъ, Ѳ. Прокоповичи въ «Правдѣ воли монаршей» устанавливаете, что «царскаго сана дол- женство еже есть сохраняли, защищати, во всякомъ безпе- чаліи содержали, наставляти же и исправляти подданныхъ своихъ». Въ XVIII же в. указанное начало, возглашенное сперва публицистикою, усваивается и законодательствами всѣхъ европейскихъ странъ, правительства которыхъ при из- даніи важныхъ постановленій въ оправданіе ихъ ссылаются на идею всеобщаго блага. Россія, въ частности, становится европейскими въ юридическомъ отношеніи государствомъ съ момента офиціальнаго обоснованія принципа самодержа- вія началомъ общаго блага. Этотъ моменте М. Рейснеръ называетъ «крещеніемъ ея въ общеевропейскую государ- ственную форму». Задачей государства Петръ Великій въ Регламентѣ главному магистрату объявляетъ «приносить довольство во всемъ потребномъ въ жизни человѣческой и обосновать фундаментальный подпоръ человѣческой безопас- ности и удобности».«Предлоги самодержавнаго правленія,— говорили Екатерина II въ своемъ знаменитомъ Наказѣ, — не тотъ, чтобы у людей отнять естественную ихъ вольность, но чтобы дѣйствія ихъ направить къ полученію самаго болыпаго ото всѣхъ добра », вслѣдствіе чего, поі ея опре- дѣленію, «хорошее законоположничество не что иное есть, какъ искусство приводить людей къ самому совершенному благу»... Въ другомъ, болѣе позднемъ офиціальномъ обра-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1