Итоги XVIII века в России. Введение в русскую историю XIX века

— 9 — щеніи, въ манифестѣ отъ 19 декабря 1774 г. Екатерина II разъясняетъ, какъ широко она смотритъ на благо своихъ в Ьрн он о дданныхъ , о которыхъ ей «псщись» надлежитъ. « Мы .жизнь нашу посвятили къ тому, — пишетъ импе- ратрица, — чтобъ доставить въ имперіи нашей живущимъ всякаго состоянія людямъ мирное и безмятежное житіе». «Для обезпеченія послѣдняго мы, — продолжаетъ она, безпрерывный трудъ прилагаемъ къ утвержденію христіан- скаго благочестія, къ поправленію заюоновъ гражданскихъ, къ воспитанно юношества, къ пресѣченію несправедливости и пороковъ, къ искорененію притѣсненій, лихоманія и взя- токъ, къ умаленію праздности и нерадѣнія къ должностями». Если государственной дѣятельности ставятся такія необъ- ятныя задачи, какимъ является всеобщее благо, « довольство » «мирное и безмятежное житіе» подданныхъ, то власть должна обладать всеобъемлющими полномочіями, и въ ея распоряженіи должны находиться неограниченный средства для осуществленія указанной цѣли. Всестороннее попеченіе власти о благѣ населенія приводить къ установленію го- сударственная абсолютизма, который можетъ реализоваться въ^ любомъ типѣ правленія. Отличительной чертой абсолют- ной монархіи представляется съ этой точки зрѣнія то, что въ ней «все руководство по достиженію поставленныхъ го- сударству задачъ сосредоточено цѣликомъ и исключительно въ рукахъ одного лица, спеціально и особо къ тому при- званная, т.-е. неограниченная государя». Для обоснованія исключительной миссш государя въ дѣлѣ осуществленія всеобщаго блага, первые теоретики абсолютной монархіи воспользовались старой доктриной божественнаго призванія царской власти. Представителями этого направленія въ за- падно-европейской политической литературѣ были Бодэнъ и Ьоссюетъ. Оставаясь, въ силу своего божественнаго происхо- жденш, попрежнему недоступными для ограничительныхъ поползновѳніи свѣтскаго общества или теократическихъ за- мысловъ духовенства, монархическія правительства въ сочи- нешяхъ названннхъ авторовъ почерпали для себя новую ияеи’гпГ ВШИ ВерХ0ВНЫШІ нос ителями секуляризированной деи государства новаго времени. Взгляды на божественное происхожденіе и неограниченный іарактеръ царской власти

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1