Итоги XVIII века в России. Введение в русскую историю XIX века

— 10 — которые сложились и вошли въ умственный обиходъ въ Московской Руси подъ вліяніями, идущими съ визаитійскаго и, можетъ-быть, татарскаго Востока, остаются въ силѣ и послѣ Петра. Разница заключается лишь въ томъ, что ря- домъ съ прежней богословской идеологіей, частной и офи- ціальной, теперь становятся, заглушая первую, попытки философскаго обоснованія существа верховной власти, въ связи съ опредѣленіемъ его въ законодательетвѣ. Въ перепискѣ съ Курбекимъ Иванъ Грозный — не касаясь болѣе раннихъ примѣровъ еще кіевскихъ временъ — замѣ- чаетъ, что люди Московскаго государства дарованы ему «божьимъ изволеніемъ», и что «россійскіе самодержцы из- начала сами владѣютъ всѣми царствы, а не какъ повелятъ имъ работные», т.-е. подданные ихъ. Котошихинъ говорить, что царь «править государствомъ по своей волѣ», и «въ его волѣ, что хочетъ, то учинити можетъ». «Краль, — на- ставляетъ москвичей второй половины ХУІІ в. 10. Крижа- ничъ, — есть Божій намѣстникъ и живо-законоставіе. И зато единому Божіему законоставію есть подверженъ и отъ вся- каго человѣческаго или кралевскаго законоставія, краль есть вышній. Ино потомъ не можетъ краль поставить самъ себѣ заповѣди, нѣтъ законоставія, коему бы онъ самъ, либо онъ краль, долженъ быть подверженъ ». Переходя къ XYI1I вѣку, мы въ изданномъ Петромъ Великимъ въ 1716 г. Воинскомъ уставѣ встрѣчаемся съ опредѣленіемъ, какъ •источника, такъ и существа императорской власти. Петръ въ немъ заявляетъ, что «силу и власть онъ имѣетъ, яко христіанскій государь, которому повиноваться Самъ Богъ за совѣсть повелѣваетъ». Въ томъ же Уставѣ Петръ Вели- кій требуетъ, чтобы ему служили воинекіе чины «яко само- властному монарху», а въ Духовномъ регламентѣ заявля- етъ, что «монарховъ власть есть самодержавная». Въ своемъ манифестѣ отъ 17 декабря 1731 г. Анна Ивановна, назначая себѣ наслѣдника, объявляетъ подданнымъ, что имѣетъ «по- печете и стараніе» объ ихъ пользахъ «по должности, отъ Веемогущаго Бога на нее возложенной», при чемъ «пору- ченную ей Богомъ» должность она называетъ «самодер- жавными правительствомъ ». Это опредѣленіе повторяется въ Екатерининскомъ Наказѣ, провозглашающемъ, что

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1