Итоги XVIII века в России. Введение в русскую историю XIX века

— 231 — собственной шляхетской, дворянской чести». Наконецъ, третья ступень въ развитіи лично-правового состоянія дво- рянъ знаменуется тѣмъ, что они, при сохраненіи вышеуказан- ныхъ привилегій, освобождаются отъ тягла, обязательной службы и учебы, иначеговоря, пріобрѣтаютъ личную сво- боду. Такимы образомъ, понятіе о свободной человеческой личности на русской почвѣ, какъ и въ западно-европейской жизни, получаетъ мѣсто въ общественномъ строѣ спервапо отношенію къ одному сословію, представляющему оченьі небольшое меньштшство, именно, какъ дворянская приви- легія. Это право на личную свободу было «даровано» дво- рянству манифестомъ Петра III отъ 18 февраля 1762 г., а затѣмъ подтверждено и болѣе подробно развито «жало- ванною грамотою» Екатерины II отъ 21 апрѣля 1785 г. Какова же была та личная свобода, которую иріобрѣтало дворянство съ появленіемъ манифеста. Прежде всего, ока- зывается, тѣ двѣ повинности, служебная и образователь- ная, которыя лежали раньше на дворянахъ, теперь утрачи- ваютъ свой внѣшне-принудительный характеры, становясь, однако, внутренне обязательными. И впредь все значеніе дворянства должно обусловливаться несеніемъ указанныхъ повинностей. Такъ, гласить манифесты, «кои никогда и никакой службы не имѣли»,... яко суще нерадивыхъ оі добрѣ' общемъ, презирать и уничтожать (?) всѣмы вѣрно- подданнымъ и истиннымъ сынамъ отечества повелѣйаемъ, и ниже ко двору лріѣздъ или въ публичныхъ собраніяхъ и торжествахъ терпимы будутъ». Вмѣстѣ съ тѣмъ внуша- лось, «чтобъ никто не дерзалъ безъ обученія пристойныхъ благородному дворянству наукъ дѣтей своихъ воспитывать подъ тяжкимъ нашимъ гнѣвомъ». Вся суть новизны, строго говоря, сводилась къ тому, что, съ одной стороны, дворянству была предоставлена свобода выбора средствъ прі- обрѣтенія знаній «внутри государства въ учрежденныхъ разныхъ училищахъ, или въ прочихъ европейскихъ дер- жавахъ, или въ домахъ своихъчрезъ искусныхъ и знающиіъ учителей». Изъ этой свободы, въ свою очередь, вытекала другая: получая особое, недоступное другимъ сословіямъ образованіе въ епещально дворянскихъ школахъ, такъ на- зываемыхъ «шляхетныхъ корпусахъ», дворянство несетъ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1