Итоги XVIII века в России. Введение в русскую историю XIX века

«государь есть самодержавный». Наконецъ, въ издан- номъ въ 1797 г. при императорѣ Павлѣ I «Учрежденіи объ императорской фамилій» статьею 71 императоръ опредѣ- ляется «яко неограниченный самбдержецъ ». Такимъ обра- зомъ въ рядѣ отдѣльныхъ, частныхъ законоположеній были выработаны въ теченіе XVIII в. всѣ составные элементы въ. опредѣленіи верховной власти, сведенные затѣмъ ■ уже въ XIX в. воедино въ первой статьѣ нашихъ основныхъ за- коновъ старой редакціи. Кромѣ Божьяго ооизволенія, политическая мысль За- падной Европы стала уже въ XVII в. выводить неограни- ченную власть монарха и ея высокое и исключительное назначеніе также изъ воли народа, выраженной въ первона- чальномъ договорѣ, заключенномъ между нимъ и его госу- даремъ. Классическое изображеніе договорнаго происхожде- нія абсолютной монархіи, притомъ представляющее собою одно изъ двухъ главныхъ ученій школы естественнаго права, о возникновеніи государства и установленіи правительствен- ной власти, дано, какъ извѣстно, въ трудахъ Гоббса. Эта политическая концепція послужила новымъ идейнымъ. устоемъ для существующая въ Россіи образа правленія. Параллельно съ законодательной разработкой вопроса о природѣ государственной власти въ Россіи, эти новыя представленія вводятся въ сознаніе мыслящая' общества также усиліями нарождающейся публицистики. Рядъ тракта- товъ открывается знаменитой « Правдой воли монаршей » Ѳеофана. Прокоповича, написанной имъ по желанію са- мого Петра, въ цѣляхъ оправдать въ глазахъ народа лише- ніе престола зараженная « авессаломской злостью » царевича Алексѣя, послѣдовавшее извѣстнымъ указомъ 1722 г. При- мѣнительно опять къ данному частному случаю, авторъ названная сочиненія обосновываетъ неограниченное самодер- жавіе императора, пользуясь для этого аргументами не « отъ священнаго лисанія» только, но< и «естественнаго разума», т.-е. приводить въ пользу своей идеи доказательства тогдаш- ней ученой юриспруденціи или « изряднѣйшихъ », по его выраженію, «законоучителей, Гроція и Гоббса. «Всякій госу- дарь, наелѣдіемъ ли или избраніемъ скипетръ получив- ши!, — говорить Прокоповичъ, — отъ Бога оное пріемлетъ :.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1