Итоги XVIII века в России. Введение в русскую историю XIX века

Богомъ бо царіе царствуетъ, отъ Господа дается имъ дер- жава, владѣетъ Вышній царствомъ человѣчьимъ и ему же восхощетъ, даетъ его ». Коль скоро же власть царя коре- нится въ Божьей волѣ, она, естественно, «весьма въ пове- лѣніяхъ и дѣяніяхъ своихъ свободна есть и ни чіему истя- занию о дѣлахъ своихъ не подлежишь». Описавъполный кругъ доказательствъ богословскаго характера, « Правда воли монаршей» тѣ же понятія выводить также изъ «все- народнаго намѣренія, которыми монархія введена и со- деряшма быть разумѣется», т.-е. изъ данныхъ современной ей свѣтской науки естественнаго права. «Всякій образъ правленія, — говорить Прокоповичи, — имѣетъ начало отъ перваго въ семь или ономъ народѣ согласія», все равно, будетъ ли это народодержавство, аристократія или монар- хія, подраздѣляемая имъ на избирательную и наслѣдствен- ную. Исключеніе составляютъ только деспотіи, «которыя начало приняли отъ нѣкоего превозмогающаго въ народѣ человѣка, народъ себѣ покорившаго ». Монархія происхо- дить изъ договора, заключаемаго собравшимся народомъсо своими избранникомъ путемъ особаго къ нему обращенія. «Согласно вси хощемъ, — гласить это обращеніе, — да ты владѣеши нами къ общей пользѣ нашей, и мы вси совле- каемсяволи нашей и тебѣ повинуемся, не оставляюще намъ себѣ самими никакой свободности». При этомъ, если рѣчь идетъ о монархіи избирательной, то народъ, отказываясь отъ своей воли, дѣлаетъ оговорку, «доколь живъ пребы- вавши». Въ томъ же случаѣ, когда предполагается устано- вить власть наслѣдственную, формула обращенія, наоборотъ, дополняется заявленіемъ: «Владѣеши надъ нами вѣчно, т.-е. понеже смертенъ еси, то да ио тебѣ ты же самъ впредь да оставлявши намъ наслѣднаго владѣтеля, мы же единожды воли нашей совлекаемся, никогда же оной впредь упо- требляти не будемъ, но какъ тебѣ, такъ и наслѣдникамъ твоимипо тебѣ повиноватися клятвенными обѣщаніемъ одол- жаемся и нашихъ по насъ наслѣдниковъ тымжде должен- ствомъ обязуемъ». Въ монархіяхъ обоего типа государь пользуется, однако, абсолютной властью, т.-е. никакимизако- номъ въ своихъ дѣйствіяхъ не ограниченыи ни поди ка- кими видомъ не можетъ быть лишенъ престола. Наоборотъ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1