Итоги XVIII века в России. Введение в русскую историю XIX века

— 251 — гр. Н. И. Панинъ открылъ первопричину всѣхъ недо- статковъ, которыми страдала практика управленія, въ от- сутствіи правильной организаціи правительства. Именно то обстоятельство, что не было, по его словамъ, « формы и порядка въ правительств* », дало возможность установиться наиболѣе худшему изъ воплощений личнаго начала въ го- су дарственномъ устройств* — режиму « временщиковъ и кур- тизановъ », обратившему правительственныя учрежденія просто въ « безгласный и никакого образа государственнаго но имѣющія мѣста». Если мы вспомнимъ высказанное Тюрго королю Людовику XVI мнѣніѳ, что Франція не имѣетъ никакого устройства (n’a pas de constitution), служившее для него отправной точкой при выработк* плана ре- формы, если припомнить отзывъ министра Штейна въ 1808 г. о томъ, что Пруссіи, дожившей до Іенской ка- тастрофы, недоетаетъ прежде всего какой ни на есть пра- вительственной организаціи (Ilegiei’ungsverfassung), — и если сопоставить съ обоими приведенными сужденіями критику государственнаго строя Россіи, принадлежащую гр. Панину, то мы убѣждаемся, что всѣ абсолютный монархіи Европы страдали однимъ и тѣмъ же политическимъ недугомъ, что вездѣ івъ свое время — гд(Ь раньше, гдѣ позже — этотъ не- Дугъ. былъ сознанъ передовыми государственными умами, и его устраненіе ясно и опредѣленно поставлено передъ ео- вѣстыо высшей власти. Самое существо верховной власти, еяпостроеніе въ смыслѣ опрѳдѣленія источника, характера ифункцій ея не получило унасъ твердой юридической формулировки въ положитель- ном» закон* до конца XVIII в*ка. Были выработаны отдѣль- ные составные элементы такой формулы, отчасти взаимно противоположные и исключающееся, но выбрать подходящіе и однородные изъ нихъ и, сд*лавъ выборъ, слить послфцніе въ одинъ основной законъ, — это предстояло сдѣлать твор- ческому государственному уму уже слѣдующаго, XIX вѣка, М. М. Сперанскому. Относительно обоснованія власти, правда, историческая или легитимистическая точка зрѣ- П1Я была уже оставлена, но между естественно-правовой и метафизичееки-религіозной выборъ еще сдѣланъ не былъ. Въ отношеніи абсолютнаго характера власти, ея неограни-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1