Итоги XVIII века в России. Введение в русскую историю XIX века

пр'осятъ, аки бы свободнаго, но истязуютъ, яко должнаго». И это послушаніе должно быть невынужденное, а доброволь- ное, и нѣтъ ему предѣла даже въ случаѣ еознанія его ги- бельности для самихъ«истязуемыхъ». По словамъ цити- руемаго автора, народъдолженъ «безъ прекословія и ропта- н.ія вся отъ самодержца повелѣваемая творити... долженъ терпѣть народъ кое-либо монарха своего нестроеніе и зло- нравіе». На вопросъ, что же обязываетъ народъ къ такому повиновенію и къ такой вѣрности, почему онъ не можетъ судить дѣла государя своего, не можетъ оставить его, Ѳ. Прокоповичъ отвѣчаетъ ясной и немногословной ссылкой на договорную теорію безусловнагоподчиненія и ученіе бо- жественнаго призванія власти. «Не можетъ (народъ) бо отданной ему, т.-е. государю, воли своей отнести»..., какъ точно такъ же «не можетъ отмѣнити воли Божіей, которая и волю народную двинула и купно съ оною сама дѣйство- вала въ установленіи монархіи ». Умѣренная теорія новаго самодержавія дополнила требованіе вѣрности и повиновенія на основѣ долга болѣе возвышенными мотивами личной бла- годарностимонарху за его благодѣтельное попеченіе, чув- ствами патріотизма и альтруизма, а также развила самое ученіе о подданническихъ обязанностяхъ въ цѣлую си- стему гражданскихъ добродѣтелей. Отголосками этихъпри- зывовъ западно-европейской политической мысли въ нашей литературѣ являются наставленія и заявленія, попадаюгціяся на этотъ счетъ, напр., въ Наказѣ императрицы Екате- рины II. Въ русскомъ законодательствѣ ученіе о « долженствахъ народа подданнаго» было закрѣплено въ опредѣленной фор- мулѣ еще указомъ ПетраВеликаго отъ 8 апрѣля 1721 г., требующемъ отъ подданныхъ повиновенія «не токмо за ■страхъ, но и за совѣсть» и, съ разными дополненіями, въ духѣ все той же доктрины XVIII в., перенесенной затѣмъ въ статьи и нынѣ дѣйствующаго права. Важными въ этомъ отношеніи являются узаконенія времени Екатерины II, ко- гда въ понятіи долга подданства требованіе личной вѣрности монарху замѣняется идеею законопослушанія, когда уста- навливается объективныйкритерій для различенія дѣйстви- тельно обязательныхъ правительственныхъ распоряженій отъ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1