Итоги XVIII века в России. Введение в русскую историю XIX века

— 34І — тотъ фактъ, что первой русской грамматикѣ Омотрицкаго, увидѣвшей свѣтъ въ 1648 г., пришлось ждать слишкомъ 70 лѣтъ до выхода вторыми изданіемъ. Свѣтской школы допетровская Русь вовсе не знала. Гра- мотный человѣкъ являлся величайшей рѣдкостыо не только въ средѣ простонародья. Своими умѣніеми « по книгами брести» этоти человѣки были обыкновенно обязани «мандро- ванными дьяками», странствующими учителями — «масте- рами», ви свое время постигшими грамоту столь же слу- чайнымиобразоми, каки случайно она давалась ихи учени- ками. Понятно, что при такоми способѣ распространенія элементарнѣйшихъ знаній, и обиеми знаній и методи рб- ученія оставались традиціонными изи поколѣнія ви поко- ление. Лишними доводомъ ви оправданіе представленія о рус- скоми народѣ каки о сѣрой безграматной массѣ служити умственное состояніе духовенства. Казалось бы, для этого масса общества грамотность должна была являться необхо- димой принадлежностью профессіи ; извѣетно>, однако, что даже XVIII в. не удалось добиться поголовной грамотности православнаго духовенства и пришлось ограничиться вытѣс- Деніемъ безграмотной его братіи изи центра на окраины, изъ города ви село. Что же говорить о болѣе раннихн вре- менахи? Впрочеми, они сами не молчать, а, напротивн, громко свидѣтельствухоти о невѣжествѣ громаднаго боль- шинства народныхи пастырей : на протяженіе двухи послѣд- нихъ дореформенными вѣкови нѣти собора, который не жа- ловался бы на безграмотность священнослужителей и не предлагали бы мѣръ для искорененія этого зла. Однако зло таки и не было искоренено : допетровской церкви едва было по силами созданіе приходской школы, преслѣдовавшей чистопрофессіональныя цѣли обученія, при чемипрактиче- ской пользы отн нея получалось до крайности мало. Она не только не отвѣчала общественной потребности ви началь- номъ образованіи, но даже не удовлетворяла собственно цер- ковной нуждѣ въ грамотныхъ людяхъ. Учебный курсъ ея свелся къ « четыо-пѣтью церковному », а задачей ея стало подготовленіе причетниковъ, кое-какъ умѣвшихъ «брести по чернилу ». Повидимому, умѣніе педагоговъ времени Сто-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1