Итоги XVIII века в России. Введение в русскую историю XIX века

— 343 - нѣмцу-врачу за покупкой на вѣсъ золота чудодѣйственнаго «единороговарога»; пусть онъ, прослышавъ объ открытіи Америки, попрежнему съ невозмутимыми спокойствіемъ упирался ногами въ непоколебимую земную твердь; пусть; все же. и для него существовала Америка, и для него от- крылись тайны мірозданія, и онъ нашелъ дорогу къ ино- странцу-врачу : въ немъ мысль проснулась, а кругомъ него господствовало отсутствіе ея. Спрашивается только, много ли было такихъ « образованныхъ » людей, а также спрашивается, переродилась ли ихъ нравственная личность, благодаря про- буждение въ нихъ не столько любознательности, сколько любопытства, а также усвоенію ими скудныхъ обрывковъ византійской и западнойобразованности? Картина русскихъ нравовъ на рубежѣ ХУІІ и XVIII вв.— хотя бы та самая, о которой выше упоминалось,— даетъна этотъ вопросъ отрицательный отвѣтъ. По если знанія, имѣв- шія хоть нѣкоторую претензію на научность, не препятство- вали нравственному оскудѣнію болѣе образованныхъ элемен- товъ московскаго общества, какія требованія въ этомъ отно- шеніи можно предъявить къ истинно-сѣрой массѣ, которая въ объясненіи явленій природы и роли человѣка въ ней не знала удержу своей фантазіи, вѣря съ трогательно-дѣт- ской наивностью и въ четырехъ китовъ-атлантовъ, и въ «ангельскую быстроту», пригодившуюся Творцу на сотвореніе прародителя Адама? Очевидно, что при такомъ бездѣйствіи ума, такой праздности мысли сѣрый человѣкъ не могъ не стать беззащитной жертвой своихъ инстинктовъ и страстей. Предположивъ самую тѣсную связь между народной мо- ралью и тѣмъ капиталомъ просвѣтительныхъ элементовъ, который въ каждое данноевремя является достояніемъ какъ всей массы, такъ, равнымъ образомъ, передовыхъ обще- ственныхъ группъ, любопытно опредѣлить роетъ этого ка- питала въ теченіе изучаемаго здѣеь XVIII в. Что до исторіи русской школы, какъ высшей, такъ и низшей, то, несомнѣнно, она ведетъ начало свое отъ Петра Великаго : просвѣщеніе и грамотность дореформенной Руси издались помимо школы; только, что необходимость ея

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1