Итоги XVIII века в России. Введение в русскую историю XIX века

— 345 — Какъ узко-утилитаренъ ни былъ взглядъ царя на науку и знаніе, современное Петру общество не доросло и до такого взгляда. Пополнять вновь открытия школы пришлось путемъ насильственнойвербовки, при чемъ вскорѣ обнару- жилась оригинальная конкуренція между обѣими школами, свѣтской и духовной. Между ними возникла борьба изъ-за учениковъ, кончившаяся тѣмъ, что епархіальная школа отбила у цифирной большую часть ея питомцевъ : отъ обученія въ послѣдней пришлось освободить какъ дѣ- тей духовныхъ, рекламированныхъ духовной школой, такъ и дѣтей посадскихъ и кудеческихъ, отцы которыхъ отда- вали прилавку и ремеслу рѣшительное предпочтеніе передъ школьной скамьей ; кончилось тѣмъ, что свѣтекая школа рекрутировала весь контингентъ своихъ учениковъ исклю- чительно изъ дѣтей приказныхъ. Цифирныя школы начали пустовать и закрываться; къ 1727 г. ихъ уцѣлѣло всего 28 ; навербовано въ нихъ было первоначально около 2.000 учениковъ, но дѣйствительный комплекта не превысилъ цифры 500; 1.500 учениковъ были или насильно перетянуты епархіальной школой, или само- вольно бросили ученье, или, наконецъ, были исключены изъ школы. Впрочемъ, разгромъ цифирной школы объясняется не только независящими отъ нея причинами: она была обре- чена на гибель самой постановкой въ ней учебнаго дѣла. Въ будничной практикѣ этой школы не было ничего, что могло бы привлечь симпатіи къ нейнаселенія, и, напротивъ, было слишкомъ много, что должно было отвратить отъ нея. Къ особенностями новой школы, отвращавшимъ отъ нея обслуживаемое ею общество, принадлежали прежде всего усвоенный ею принудительный характеръ обученія, выте- кавшіи изъ правительственная взгляда на ученіе, какъ на своего рода службу государству, добросовестное отбываніе которой вознаграждалось жалованіемъ, а за уклоненіе отъ которой (за «нѣты») взыскивались штрафы. Отвращать отъ школы должна была также грубость педаго- гической техники, признававшей пріемами воспитательная ноздѣйствія и битье батогами, и сажанье на цѣпь, и де-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1