Итоги XVIII века в России. Введение в русскую историю XIX века

— 347 — количество въ 239 учениковъ. Такое успѣшное развитіе епархіальной школы наблюдается и дальше, но пошло оно не на пользу широкихъ массъ свѣтскаго общества, а на удо- влетвореніе настоятельной нужды самой церкви на первыхъ порахъ хотя бы въ грамотныхъ, а потомъ и «ученыхъ» кан- дидатахъ въ священство. Если еще имѣется основаніе дредполагать, что въ пер- вой половинѣ XVIII в. духовная школа, воспитывавшая тогда немалое количество дворянскихъ, солдатскихъ и даже крестьянскихъ дѣтей, больше цѣнилась какъ общеобразова- тельное, чѣмъ какъ профессіональное учебное заведеніе, то уже къ серединѣ вѣка опредѣлился ея сословный и съ тѣмъ вмѣстѣ узко-профеостнальный характеръ. Такое лре- вращеніе духовныхъ школъ, дожившихъ до екатерининскаго времени въ количествѣ все той же полсотни, явилось вполнѣ въ порядкѣ 1 вещей. Оно было связано съ расширеніемъ учеб- ной программы школы и осложненіемъ ея внутренней организаціи, но дѣло народнаго образованія извлекло изъ этого прогресса прямой выгоды столь же мало, сколь мало ея оно извлекло изъ петровской епархіальной школы въ первыя десятилѣтія ея существ ованія, когда она, какъ сказано, обслуживала болѣе широкій кругъ рус- скаго общества. Уже черезчуръ скудна была духов- ная пища, предлагаемая ею тогда, и черезчуръ ужъ примитивенъ и грубъ былъ педагогическій режимъ, уста- новившійся въ ней. Въ этомъ послѣднемъ отношеніи она мало въ чемъ отличалась отъ свѣтской школы, а что до выполняемой ею программы лреподаванія, то установлено, что въ болынинствѣ случаевъ она ограничивалась грамма- тикой и риторикой и даже нерѣдко исчерпывалась выуч- кой грамоты и письма. По авторитетному мнѣнію автора «Очерковъ русской культуры», убогая цифирная школа по уровню знаній даже опережала въ нѣкоторыхъ случаяхъ школу духовную. Наконецъ услуга, оказанная епархіальной школой населенію коренной Россіи, представится совершенно ничтожной, если обратить вниманіе на количественное рас- предѣленіе учениковъ по 46 епархіальнымъ школамъ въ П27 г. : оказывается, что изъ обучавшихся въ нихъ 2.827 Учениковъ почти прловина, 1.331, приходится на долю ма-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1