Итоги XVIII века в России. Введение в русскую историю XIX века

348 — доросеійскихъ епархій, т.-е. оказывается, что собственно въ Великороссы свѣтская школа опередила духовную не только по уровню знаній, но и по общему числу учениковъ. Такимъ образомъ попытка Петра создать элементарную школу не удалось : народи, какъ быль, такъ и остался безъ средствъ ■къ образованно, и, что важнѣе всего, остался безъ'нихъ по- чти до самаго конца XV III в. Если кто-либо могъ съ полными равнодушіемъ относиться къ судьбами начальной школы, то прежде всего благородное шляхетство, даже провинціальное : вѣдь цифирная школа предназначалась не для него; его дѣтямъ были даже фор- мально запрещенъ доступъ какъ въ нее, такъ позже и въ гарнизонную школу. За объясненіемъ такого запрета не далеко ходить : все дѣло въ томи, что вѣдь оставаться въ провинціи дворянству не полагалось. Правда, ему еще меньше полагалось погрязать въ невѣжествѣ, только что въ предъявленномъ ему требованіи образоваться и намека не было на пробужденіе въ немъ стремленія къ умственному развитію, а шла рѣчь о пріобрѣтеніи имъ опредѣлеиныхъ техническихъ навыковъ и прикладныхъ знаній. Въ самомъ дѣлѣ, разъ профессіональная выучка была введена въ школыіыя рамки и стала разсматриваться какъ своего рода обязательная служба, то военная школа не могла несдѣлаться повинностью высшаго класса общества и съ тѣмъ вмѣстѣ эта школа должна была сдѣлаться школой узкосослов- ной, дворянской. Именно въ такомъ направлены и эволюцю- нировали петровскія техническая учебныя заведены : морская академія и инженерная школа сдѣлались завѳденіями исклю- чительно дворянскими съ переводомъ ихъ въ Петербургъ, притоми первая — доступными только для достаточныхъ дво рянъ ; равными образомъ, еще при ІІетрѣ подготовился, а послѣ него окончательно утвердился сословный характеръ артиллерийской школы ; наконецъ, послѣднее военно-учебное заведеніе этого періода— сухопутный шляхетскій корпусъ- съ самаго открытія (1733 г.) своего предназначалось исклю- чительно для дворянъ. Кто интересуется вопросомъ, содействовала ли шко перевоспитанію общества, тому будетъ въ высокой степени

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1