Итоги XVIII века в России. Введение в русскую историю XIX века

— 349 — безразлично, оказалась ли военная школа XVIII в. въ каче- ствѣ йрофессіональнаго учебнаго заведенія на высотѣ сво- его призванія, иначе говоря, будетъ безразлично, отвѣчалъ ли требованіямъ современнаго военнаго искусства тотъ офи- церскій ' контингента, который рекрутировался изъ питом- цевъ этой школы. Ему, напротивъ, чрезвычайно важно бу- детъ провѣрить, насколько дѣйствительность оправдывала претензию дворянской школы на формировку « образованная » человѣка. При такой постановкѣ вопроса его разрѣшеніе много об- легчится, если предварительно уяснить себѣ, что именно обозначало на языкѣ того времени самое понятіе «образо- ванный 'человѣкъ ». Надо сказать, что оно нашло себѣ ис- черпывающее опредѣленіе въ классическомъ предписаніи Петра «младымъ отрокамъ всегда говорить на иностранныхъ языкахъ, 'какъ для того, чтобы пріобрѣсти въ нихъ навыкъ, такъ и съ тѣмъ, чтобы можно ихъ отъ другихъ незнающихъ болвановъ ’отличать». Что и говорить, такое мѣрило обра- зованности и наглядно и удобопонятно, но установления иного нельзя ждать отъ человѣка, который, и ставъ преоб- разователемъ, оставался сыномъ своего времени, и, не до- росши до сознательнагоі отношенія къ заимствованной куль- турѣ, йолагалъ требованія новой «людскости» въ перемѣнѣ манеръ и модъ и въ развитіи вкуса къ европейскому ком- форту. і Задачей будущая .являлась переоцѣнка культурныхъ цѣнностей, входившихъ съ почину Петра въ обиходъ жизни русскаго йередового общества. Такая переоцѣнка оказалась не по плечу военной дворянской школѣ : ея неспособность усвоить и пропагандировать иное отношеніе къ западной цивилизація дѣлаетъ понятнымъ, почему именно культур- ная внѣшность положила рѣзкую грань между «благород- ствомъ » и « подлостью ». Почти одновременно опредѣлился и сословный харак- теръ ‘военной дворянской школы и особый кругъ знаній, приличиствующихъ спеціально шляхетству. Въ программѣ кадетскаго корпуса, обнимавшей 22 предмета, первое мѣсто занимали иностранные языки, танцы и фехтованіе. Повиди- мому, эта программа пришлась какъ нельзя болѣе до вкусу

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1