Итоги XVIII века в России. Введение в русскую историю XIX века

— 355 — 3 - те- , и ось сто- низ- его московской духовной академіи и двумъ-тремъ передовымъ семинаріямъ. Изъ сказаннаго нельзя не вывести заключенія, что въ Россш времени Анны и Елизаветы не только не насталь еще часъ для насажденія средняго образованія, но даже не скоро можно было ожидать пробужденія въ обществѣ потребности въ истинномъ просвѣщеніи. Однако нельзя также по спра- ведливости не признать, что для роли проводника истиннаго дросвѣщенія школа новаго типа мало годилась. /ТѢло въ томъ, что постановка въ ней учебнаго дѣла грѣшила противъ элементарныхъ требований педагогики даже того времени близко роднясь съ отвратительной системой воспитанія, при - if нявшейся въ начальной цифирной школѣ. Какъ тамъ и здѣсь Узники отнюдь не являлся объектомъ воспи- тательнаго воздѣйствія, и учебное заведеніе превращалось въ. своего рода смирительный домъ, въ которомъ самозванные педагоги не^ столько учили своихъ питомцевъ уму-разуму колько «выбивали дурь изъ ихъ головъ» при помощи розги' палки и голодовки. ’ Впрочемъ, если даже духъ времени обязываетъ къ снис- ходительному отноіпенію къ упрощеннымъ методамъ обуче- ВСе ЖѲ Не измѣн ™ У потомства отрица- . лядъ на засл У ги петровской гимназіи въ дѣлѣ насажденш просвѣщенія,-не измѣнится по той простой при- ем ѵчтГ° ГІШНазш эта очень СК0 Р° измѣнила завѣтамъ сво- кое пои АИТеЛЯ : У сво,ен пое имъ къ концу жизни болѣе широ- кое пониманіе педагогическихъ идеаловъ оказалось ей не но скоюо сРпГ Предначерташ ыхъ ей новыхъ путей она очень школой На Т0РНУІ ° дорожк У’ протоптанную дворянской влеинымъ ^ АаПравлеші1 къ Утилитарнымъ цѣлямъ, поста- С Въ Т СК0Й Педагогикой еЩ 6 ** Дореформенную ской гт У Й п Р°граммѣ, со временемъ усвоенной петров- Дуса- иГ ’ ЯСН ° отразилось пліяніе шляхетскаго кор- ченіе’ еСЛИ Не ѲТИМЪ вліяніемъ > какъ объяснить вклю- тельнагп \ ГИМНаЗИЧеСКуі ° программ У иного общеобразова- ФранцузскомТ МеТа ’ КаКЪ форти Ф ика Р ія > пли предоставленіе If ZZ Z« 3UKJ 14 Недѣ ™ ъ У рок °въ, или сравнение Чшъ ТаЩеВЪ И Русскаго языка ’ на долю ко- рыхъ было отведено по 6 недѣльныхъ чаеовъ. 23 *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1