Итоги XVIII века в России. Введение в русскую историю XIX века

— 360 — тлетворный духи, въ свое время смолоду впитанный ея дѣ- домъ и прадѣдомъ. Здѣсь не мѣсто анализировать проявленія этого духа внѣ дѣтской и классной комнаты. Достаточно будетъ обос- новать обвиненіе его въ тлетворности слѣдующей мимоходомъ высказанной мыслью : пока былъ живъ старый педагогичешй идеалъ, до тѣхъ поръ воспитатель оставался добровольцемъ- палачомъ, ребенок* — беззащитной жертвой, а дѣтская не переставала быть царствомъ «плача и рыданья». іеловѣкъ съ малыхъ лѣтъ росъ въ атмосферѣ дикаго произвола, нол- наго неуваженія къ человѣческой личности, безнаказапнаго торжества наглой силы надъ слабостью: его нервы приту- плялись, его сердце черствѣло, его умъ угасалъ. Съ выхо- домъ изъ дѣтской въ жизнь наставали его часъ кланяться въ ноги сильными міра сего, топтать въ грязь человѣческое достоинство слабѣйшаго брата, равнодушно смотрѣть на слезы, что слезы, на кровь кругом* него,— словомъ, наставалъ его чередъ быть по примѣру отца и дѣда холопомъ н го- сподиномъ въ одномъ лицѣ... Пока жива была домостроев- і ская семья, до тѣхъ поръ была обезпечена устойчивость со- ціальному строю, основанному на почвѣ крѣпостного права и съ тѣмъ вмѣстѣ проникнутому тлетворными духомъ уза- коненной соціальной несправедливости. Роковая связь между состояніемъ семьи и общими куль ? турнымъ уровнемъ народа вошла, наконец*, въ сознаю ■ власти, вошла въ него отчасти благодаря отрицательный результатами ея просвѣтительной дѣятельности въ 1750-е и 1760-е годы. Почувствовавъ отвращенье къ «звѣрооораз ному и неистовому въ словахъ и поступках*» среднему русскому человѣку, Екатерина задалась мыслью посредством школы создать новую семью, увѣренная, что конечными р- зультатомъ предполагаемой педагогической реформы уд дарованія ея подданными «новаго бытія» и даже созд «новаго рода» русских* людей. Очевидная противоположность между старыми Д _ строевскимъ и новыми гуманитарными идеалами не ос t вляетъ сомнѣнія въ непримиримости между собой к

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1