Итоги XVIII века в России. Введение в русскую историю XIX века

— 361 — теоретическихъ взглядовъ и предположены, служащихъ осно- вой для этихъ идеаловъ,. таки равными образомъ и воспита- тельныхъ системъ, рекомендуемыхъ для успѣшнаго выпол- ненія поставленныхъ ими задачи. Дѣйствительно, зародив- шись въ Европѣ въ эпоху возрожденія,- гуманитарный иде- алъ исходили изъ « уваженія къ правами и свободѣ личности и устраняли изи педагогики все, что носило характеръ на- силья и принужденія ». Си тѣми вмѣстѣ, однако, приравне- ніе души ребенка бѣлой доскѣ, мягкому воску привело но- вую педагогику ки признанно себя всесильной: она была увѣрена, что ви ея власти писать на этой доскѣ, лѣпить изи этого воска все, что ей угодно, лѣпить хотя бы «новую породу людей». Именно увѣрениость ви этой послѣдней воз- можности побудила Екатерину ки организаціи новой, иде- альной школы, которой надлежало, по мысли ея основатель- ницы, не столько учить, сколько воспитывать. Такое пониманіе задачи, дреслѣдуемыхъ педагогикой, неизбѣжно вело къ своеобразному рѣшенію школьнаго во- проса — къ разрыву между школой и семьей, къ созданью закрытыхъ учебиыхъ заведеній. Дѣло въ томъ, что осуще- ствленіе мечты, воодушевлявшей императрицу, представля- лось возможными единственно подъ условіемъ радикальнаго и своевременнаго предупрежденія всякаго сторонняго вмѣша- тельства въ педагогическій экспериментъ, производимын въ школѣ новаго типа, вовлекшей вполнѣ логично въ сферу дѣйствія своего и русскую женщину. Послѣдняя сдѣ- лалась даже предметомъ особенно заботливаго вниманія со стороны творцовъ новой породы людей. Педагогическій экспериментъ не удался : всѣ успѣхи школьной реформы ограничились открытіемъ въ академи- ческой гимназіи и шляхетскомъ корпусѣ отдѣленій для малолѣтнихъ дѣтей отъ 4 — 5 лѣтъ и учрежденіемъ при Смольномъ монастырѣ двухъ женскихъ институтовъ, закры- тыхъ учебныхъ заведеній для благородныхъ дѣвицъ и мѣ- щанокъ. Сама жизнь забраковала фантастичную теорію и скоро очень охладила реформаторски! энтузіазмъ Екатерины ; умѣ- рить его было тѣмъ болѣе легко, что всѣ «старанія о про- изведены благонравія и успѣховъ » не могли не остаться

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1