Итоги XVIII века в России. Введение в русскую историю XIX века

— 362 — тщетными въ виду недостатка въ воспитателяхъ, способныхъ къ приложенію подобнаго рода стараній. Впрочемъ, дѣло- русскаго просвѣщенія мало проиграло отъ 1 неудачи, постигшей широкую затѣю императрицы, мало хотя бы потому одному, что воепитаніѳ будущихъ родоначальницъ новой породы людей « болѣе состояло въ томъ, чтобы играть комедіи, нежели исправлять сердце, нравы и разумъ», По что важнѣе гораздо: русское общество только выиграло оттого, что Екатеринѣ не удалось провести въ жизнь свои педагогическіе принципы. Они были гуманны, несомнѣнно, и въ томъ ихъ неоспоримое достоинство, но они всего- менѣе были просвѣтительны съ той точки зр-ѣнія, которая въ истин- номъ нросвѣщеніи усматриваетъ путь, который ведетъ че- ловѣка къ свободѣ. Все дѣло въ томъ, что въ заимствованную у Запада педагогическую программу Екатерина внесла по- правку, благодаря которой отъ всей программы повѣяло мертвящимъ духомъ крѣпостничества. Достаточно будетъ од- ной цитаты изъ педагогическихъ экспромптовъ императрицы, чтобы уловить специфический ихъ ароматъ : идеально воспи- танному юношѣ приказано поливать сухое дерево; съ во- ловьимъ терпѣніемъ льетъ и льетъ онъ воду на хворость, годный для растопки, льетъ и приговариваетъ, «кто пове- лѣваетъ, тому и разсуждать, а наше дѣло слушаться, испол- няя слово повелѣнное съ покорностью, безропотно-, не разсу- ждая того»... Кстати не мѣшаетъ напомнить, что повиноваться «без- ропотно, не разсуждая », въ совершенствѣ умѣли почти всѣ 50% населенія екатерининской Россіи. Лѣтъ черезъ 15 — 20 послѣ фантастичной попытки осчастливить Россію новой породой людей вопросъ народ- иаго образованія снова серьезными образомъ озаботили Ека- терину. Къ этому времени отъ прежнихъ педагогическихъ увлеченій въ ней и слѣдовъ не осталось, а примѣръ ІТрус- сіи и Австріи успѣлъ научить ее цѣнить болѣе скромный, но вмѣстѣ съ тѣмъ и легче осуществимый цѣли просвѣти-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1