Итоги XVIII века в России. Введение в русскую историю XIX века

— 363 — тельной деятельности власти. Очередной задачей такой ^дея- тельности признается ею систематическое распространеніе на- чальнаго образованія и реформа самаго учебно-воспитатель- наго дѣла. Съ начала 1780 -хъ годовъ она приступаетъ къ созданію первой русской общеобразовательной школы, зару- чившись въ лицѣ рекомендованнаго ей Іосифомъ II серба. Янковича де Миріево содѣйствіемъ крупной организаторской силы. Согласно его плану, положенному въ основу «устава народныхъ училищъ » (1786 г.), предполагалось учрежденіе учебныхъ заведеній трехъ типовъ : малыхъ — двухклассныхъ, среднихъ — трехклаесныхъ, главныхъ — четырехклассныхъ. Все они выгодно отличались отъ прежнихъ школъ и въ преслѣдуемыхъ ими цѣляхъ, и въ образовательной ихъ про- граммѣ, и, наконецъ, въ постановкѣ въ нихъ учебно-воспита- тельнаго дѣла. Самый фактъ преобладанія въ новыхъ просвѣтительныхъ стремленіяхъ и полыткахъ правительства заимствованныхъ у Запада педагогическихъ принциповъ съ достаточной убе- дительностью свидетельству етъ объ отказѣ отъ стараго утилитарнаго взгляда на науку и знанія вообще. Отъ преподаванія излюбленныхъ предметовъ шляхетства но - вый школы рѣшительнО' отказались, ограничившись главнейшими общеобразовательными предметами и забо- той объ оеновательномъ ихъ усвоеніи. «Не ставя своей задачей воспитанія въ собственномъ смысле », новая школа все же не оставляла вовсе безъ вниманія и этихъ задачъ . безусловно изгнавъ телесныя наказанія, она заботится о под- держаніи классной дисциплины и моральномъ усовершен- ствованіи ученика путемъ нравственнаго на него воздейетвія. Наконецъ приняты были меры къ обезпеченію новой школе преподавательскаго персонала, стоящаго на высоте своего призванія, а также къ снабженію ея всеми учебными посо- біями, требуемыми новыми педагогическими методами. Изъ сказаннаго будто следуетъ, что школьная реформа 1780-хъ годовъ обладала всеми данными, чтобы привлечь къ себе симпатіи современнаго общества, а въ потомстве вызвать сожаленіе о постигшей ее неудаче. Съ той точки зренія, съ которой здйсь оцениваются просветительный по- печенія правительства, такое сожаленіе врядъ ли можетъ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1