Итоги XVIII века в России. Введение в русскую историю XIX века

— 364 — представиться умѣстнымъ: все дѣло въ томъ, какую цѣну придавать недостатками, присущимъ послѣдней школьной реформѣ XVIII в. Однимъ изъ существенныхъ дефектовъ старой системы преподаванія являлось полное обособленіе другъ отъ друга ученика и учителя, ихъ взаимная другъ другу ненужность: первый вслухъ твердилъ заданный урокъ, а послѣдній тѣмъ спокойнѣе занимался своимъ дѣломъ, чѣмъ болыній шумъ царилъ въ классѣ. Теперь, напротивъ, и преподаватель вы- шелъ изъ своей безтолковой, пассивной роли и у учениковъ составилось иное понятіе о классномъ порядкѣ и школьной дисциплинѣ ; окончательнаго, однако, разрыва съ педагоги- ческими традициями стараго времени не произошло. Главное въ преподаваніи еоставляетъ инынѣ неживое слово учителя, а мертвая буква учебника, текстъ котораго долженъ быть усвоенъ всѣмъ классомъ въ почти буквальной точности. Та- кому назначенію учебниковъ — быть выученными на память— вполнѣ соотвѣтствовало ихъ содержаніе : это или безсвязный наборъ голыхъ фактовъ (по географіи, исторіи, закону Бо- жію), или коллекция бездоказательныхъ аксіомъ (по матема- тическимъ и естественно-историческими науками). Учебникъ ни на минуту не выпадаетъ изъ рукъ ни учителя ниученика, и послѣдняя его страница полагаетъ предѣлъ мудрости и того и другого. Отсюда одинъ только выводи : новая школа служила совершенно въ духѣ стараго времени усвоенію из- вѣстной суммы формальныхъ знаній, а отнюдь не умствен- ному развитію своего питомца ; но съ тѣмъ вмѣстѣ становится очевидной негодность этой школы въ качествѣ орудія для распроетраненія истиннаго просвѣщенія въ широкихъ слояхъ русскаго общества. Впрочемъ, услугу, оказанную екатерининской реформой дѣлу русскаго щзосвѣщенія, можно измѣрить и, не откло- няясь въ сторону спорнаго, быть-можетъ, вопроса о досто- инствахъ и недостаткахъ для своего времени австрийской школьной системы : надежными мѣриломъ въ отношеніи оцѣнки этой услуги могутъ служить свѣдѣнія о судьбахъ новой школы въ первый два десятилѣтія ея существованія. Прежде всего слѣдуетъ сказать, что, создавъ новыя учеб- ный заведенія, правительство сложило съ себя заботу о ихъ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1