Итоги XVIII века в России. Введение в русскую историю XIX века

— 365 — дальнѣйшей судьбѣ. Содержаніе главныхъ училищъ было возложено на приказы общественнаго призрѣнія; что до среднихъ, то сочли возможнымъ обойтись и безъ нихъ; а открытіе малыхъ училищъ было предоставлено почину мѣст- пыхъ городскихъ думъ. Тяготясь содержаніемъ училищъ, думы и приказы сумѣли выйти изъ затруднительна™ положенія: послѣдніе сократили траты на школу до минимума, а первыя ухитри- лись оставлять ее совсѣмъ безъ средствъ. Такая мате- ріальная необезпеченность народныхъ училищъ сама по себѣ создавала печальныя условія для ихъ существо- ванія ; но она была только однимъ изъ многихъ фак- торовъ, отрицательное дѣйствіе которыхъ испытала на себѣ школьная реформа. Поиски этихъ вредныхъ стороннихъ вліяній заставляюсь рисовать бытовыя картины, хорошо знакомыя еще изъ начала бывшаго уже на исходѣ XVIII в. : здѣсь мѣстныя власти закрываютъ существующую школу стараго типа, чтобы не пустовала школа, вновь открытая ; тамъ онѣ черезъ полицію забираютъ дѣтей въ училище; въ третьемъ мѣстѣ онѣ « силою своей власти » записываютъ уче- никовъ въ народную школу. Дворянство, среди котораго не было возможности вести подобнаго рода пропаганду науки, брезгаетъ народной школой ; дѣти купцовъ, мѣщанъ, сол- датъ, составлявшее огромное большинство ея учениковъ, довольствуются прохожденіемъ низшихъ классовъ, давав- шихъ имъ достаточную подготовку для продолженія отцов- скаго занятія или для приказной службы. Еще печальнѣе обстояло дѣло съ малыми училищами въ уѣздныхъ городахъ. Среди населенія этихъ послѣдннхъ былъ, повидимому, весьма распространенъ взглядъ нашколу, наивно выраженный козловскимъ купцомъ, смотрителемъ мѣстнаго училища: онъ находилъ, что вообще всѣ училища вредны и что « оныя полезно повсемѣстно закрыть». Господ- ство такого взгляда выясняетъ, почему малыя училища, если и не повсемѣстно, то въ очень многихъ мѣстахъ, едва от- крывшись, снова закрывались за недостаткомъ учениковъ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1