Итоги XVIII века в России. Введение в русскую историю XIX века

Впрочемъ, здѣсь эти статистическая данныя использованы не въ цѣляхъ уличенія правительства въ небреженіи пер- вымъ, казалось бы, требованіемъ народнаго блага, а съ тѣмъ, чтобы до нѣкоторой степени выяснить странное, на первый взглядъ, совпадете суждѳній о состояніи Роесіи лицъ, от- дѣленныхъ другъ отъ друга сотнею слишкомъ лѣтъ. Спра- шивается, могло ли оно иначе быть : вѣдь тотъ мракъ невѣ- жества, въ которомъ жилъ первый изъ нихъ, Желябужскій, едва-едва прояснился ко времени земного страі-іствія другого, Растопчина, и слѣдовательно, по сравненію съ началомъ XVIII в. культурный уровень въ концѣ его никакъ не могъ представлять сколько-нибудь значительнаго подъема. Смѣ- нилось нѣсколько поколѣній, но было бы напрасно искать существенной разницы въ нравственномъ закалѣ сына, отца и дѣда : нѣтъ этой разницы, такъ какъ нѣтъ видимой раз- ницы въ уметвенномъ развитіи давно покойнаго дѣда и внука, только-только вступившаго въ жизнь. Словомъ, время шло, а жизнь застоялась, и застоялась она прежде всего потому, что лучъ свѣта, скраденный рус- скими Прометеемъ не проникали — ни вглубь ни вширь — въ открывшіяея передъ ними огромныя пространства мрака. Его лучшій проводники — школа, но русская школа XVIII в. сама не сумѣла уловить его : не ей же было передавать его дальше. Однако, школа является столь же мало единственными піонеромъ культуры, сколь мало она прѳдставляетъ изъ себя единственное образовательное средство : таковыми слу- жить на ряду съ ней литература и театръ, печать и непо- средственное общеыіе съ людьми высшей культуры. Заведя рѣчь о просвѣтительной роли, выпавшей въ XVIII в. на долю книги, журнала, сцены, нельзя не огово- риться, что здѣсь не мѣето изученію этого вопроса съ точки зрѣнія исторіи изящной литературы: здѣсь слѣдуетъ опре- дѣлить пригодность названныхъ образовательныхъ средствъ въ цѣляхъ внесенія въ обиходъ русской жизни новыхъ об- щественныхъ и личныхъ идеаловъ, а также требуется уста- новить сферу дѣйствія этихъ орудій прогресса; иначе го-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1