Итоги XVIII века в России. Введение в русскую историю XIX века

Казалось бы, только недоставало этой проповѣди национа- лизма и консерватизма, чтобы окончательно увѣриться въ сомнительности услугъ, оказанныхъ театромъ XYIII в. дѣлу культурнаго прогресса: спасаетъ его репутацію въ глазахъ изслѣдователя русской общественности появленіе къ концу вѣка на сценѣ одной разновидности бытовой пьесы — обли- чительной комедіи. Въ самомъ дѣлѣ, эта послѣдняя обѣща- етъ вознаградить ' его за то разочарованіе, какое доставило ему знакомство съ родственными ей типами драматической литературы разсматриваемой здѣсь эпохи. Въ обличительной комедіи дѣйствительная, будничная жизнь впервые вышла изъ-за кулисъ и обнаружилась на яркомъ свѣтѣ рампы во всей своей безобразной наготѣ. Дѣйствующія въ ней лица- живые типы современности: не узнать въ нихъ сво- ихъ двойниковъ зрителивъ залѣ никакъ, казалось, не могли; а съ тѣмъ вмѣстѣ являлась надежда, что, наконецъ, ихъ умъ и сердце выйдутъ изъ соетоянія мертвой уравновѣшенности, что они усомнятсявъ самыхъ основахъ своего убогаго міро- созерцанія, что они всѣмъ существомъ своимъ испытаютъ то смятеніе души, ту панику сознанія, который единственно обѣщаютъ возможность нравственнаго обновленія падшему человѣку. Нѣтъ сомнѣнія, что самый фактъ постановкина русской сценѣ обличительной комедіи свидетельствуешь о насту- пленіи именнотого процессавъ народномъ организме, симп- томы котораго столько времени напрасно искались здѣсь. Въ самомъ дѣлѣ, если предметомъ нашихъ исканій былъ пер- вый шагъ со стороны средняго руескаго человѣка на путь нравственнаго оздоровленія всего его, отравленнаго ядомъ крѣпоетничества, существаи если надежными симптомомъ этого акта воли и сознанія мы признавали критическое от- ношеніе къ самому себѣ и къ явленіямъ окружающей его действительности, то нельзя отрицать, что именно такое отношеніе сказалось въ типахъ, дѣйствіяхъ и рѣчахъ, на- шедшихъ себѣ мѣсто въ обличительной комедіи, иначе го- воря. нельзя отрицать, что съ появлсніемъ на сцене фонвн-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1