Итоги XVIII века в России. Введение в русскую историю XIX века

— 391 — довъ, а такъ какъ единственно надежной провѣркой можетъ служить сама жизнь, то здѣсь, естественно, возникаетъво- просъ о бытѣ и нравахъ той соціальной среды, которой при- вычка усвоила лестное наименованіе «культурной». Приступая къ характеристикѣ этой именно среды, слѣду- етъ съ первыхъ же словъ оговориться, что въ нейбыли люди « отлично воспитанные, получившіе здравыя понятія объ обя- занностяхъгражданина, о правахъ человѣка и о благахъ, изъ того истекающихъ ». Однако дѣло въ томъ, что эти люди «держали себя въ тиши и дали, не выражая, не сообщая своихъ идей и не обмѣниваясь ими съ болынинствомъ. Тѣсно сплотившись между собой, образованные кружки эти рѣзко выдѣлялись впередъ надъ остальноймассой населе- нія, соприкасаясь съ ней только внѣшнимъ образомъ. Среди русскаго народаони являлись оазисами,въ которыхъ сосре- доточивались лучшія умственныйи культурныя силы — ис- кусственные центры съ своей особой атмосферой, въ кото- рыхъ вырабатывались изящныя, глубоко-просвѣщенныя лич- ности. Но эти люди вращались только между собой и оста- вались безъ всякаго непоередственнаго’ вліянія на все то, что находилось внѣ ихъ тѣснаго немногочисленнаго кружка ». Повторяемъ, такіе люди были и пиеавшій эти строки (декабристъ Каховскій) быль однимъ изъ нихъ. Не будь нхъ, не будь созданныхъ ими искусственныхъ центровъ истиннаго просвѣщенія и истинной культуры — намъ при- шлось бы повторить слова фельдмаршалаМиниха: «русское государство управляется СамимъБогомъ, иначеневозможно объяснить себѣ, какимъ образомъ оно можетъсуществовать ». Существованіе русскагогосударства по сей день объясняется именно тѣмъ, что рядомъ съ «большинствомъ», о которомъ глухо упоминалось выше, жило меньшинство, которое, при всей скромности наличныхъсилъ его, избавило Провидѣніе отъ необходимости вмѣшательства въ судьбы Россіи. Анализъ умственнаго и нравственнаго состоянія массы среднихъ людей обнаружить всю заслугу, принадлежащую

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1