Итоги XVIII века в России. Введение в русскую историю XIX века

— 28 — средства, принесены въ жертву личные и групповые инте- ресы государя, подданныхъ и сословій. Правда, теоретики абсолютизма новаго времени, въ отличіе отъ древнихъ, иапр., Платона, какъ будто не стояли на точкѣ зрѣнія само- довлѣемости государства. Такъ Гоббсъ прямо говорили, что «государство установлено не ради самого себя, а ради гра- жданъ». Невзирая, однако, на это, мы убѣждаемся, что тотъ же авторъ всеобщее благо часто называетъ также государ- ственной необходимостью (франц. raison d’etat, нѣм. Staats- raison). Жизнь отдѣльнаго лица и дѣятельность правитель- ства, на самомъ дѣлѣ, измѣрялась степенью ея полезности для государства, какъ самоцѣли. Адептами этого принципа, т.-е. такъ называемыми государственниками, изъ политиче- скихъ дѣятелей, стоявшими у самаго кормила правленія, въ западно - европейской исторіи, были Ришелье, Фридрихъ Вильгельмъ I Прусекій и др. ; у насъ подъ эту категорно правителей слѣдуетъ подвести Петра Великаго. Программа, которую стремился осуществить своею дѣя- тельностью Петръ Великій, опираясь на свою неограниченную власть, была не только вполнѣ національна, но и принци- піально однородна съ цѣлями, преслѣдуемыми въ свое время всѣми континентальными монархическими правительствами Европы. Строительная работа русскаго абсолютизма, какъ и западно-европейскаго, на первой ступени его сознательная развитія, исчерпывается заботами и усиліями власти, напра- вленными на укрѣпленіе государственнаго начала. Петръ Великій, въ частности, намѣревался этого достигнуть «ро- щеніемъ российской славы», подъ которой онъ разумѣлъ внѣшнее могущество Россіи, и «введеніемъ добрыхъ поряд- ковъ». Какое содержаніе царемъ вкладывалось въ эти слова, это мы знаемъ непосредственно тъ него самого. Благодаря войнѣ, обращается онъ разъ къ своимъ подданнымъ, «мы получили такія славы, паче же безопасство; могу сказать, что никого такъ не боятся, какъ насъ»... Значитъ, тугъ подъ славою разумѣется отнюдь не какое-нибудь невѣоомое благо, нравственный престижъ, а опредѣленная реальная величина, именно внѣшняя безопасность и политическое могущество Россіи и, какъ ихъ отраженіе вовнѣ, страхъ, внушаемый сосѣдямъ. Задачи внутренняго благоустройства пока что

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1