Итоги XVIII века в России. Введение в русскую историю XIX века

— 418 — нибудь, при иныхъ формахъ общественной жизни, и литера- тура приметь болѣе гармоническій характеръ. Въ ХУІІІ в. художественная форма была лишь средствомъ для нрове- денія въ жизнь, въ страшный мракъ жизни, просвѣтитель- ныхъ идей. Большое и трудное было это дѣло, благодаря угнетающими уеловіямъ русской дѣйствительности : деспо- тизму и невѣжѳству. Сколько примѣровъ, какъ полное жизненныхъ силъ умственное движеніе слабѣетъ, обезличи- вается, а его представители лишаются возможности сво- бодно говорить, уходятъ въ себя, подавленные, разочарован- ные, а иногда настолько потрясенные ужасомъ жизни, что оканчиваютъ сумасшествіемъ или самоубійствомъ ! Гдѣ же тутъ говорить о забавѣ? Сущность русской литературы — страданіе, слезы, хотя бы и прикрытия порой смѣхомъ. 1 . До-петровская Русь. Европеизованіе Россіи. Пути европеизованія. „Казенная дума“. Сотрудники Петра В. Дѣятельность Ѳеофана Прокоповича. Критика и проекты Посошкова. „Разговоръ двухъ пріятелеи о пользѣ наукъ и училищъ и „Духовная" Татищева. Сатиры Кантемира. Литературное двилсеніе въ Ели- заветинскую эпоху. Ломоносовъ. Сумароковъ. Россія XVIII вѣка является и противоположностью, по общему своему характеру, и вмѣстѣ продолженіемъ, на основаніи закона органическаго развитія, Россіи XVII в. Отсюда — отмѣчаемая историками двойственность настроенія русскаго общества, особенно въ первой половинѣ XVIII в.. подъ слоемъ «новаго» часто продолжала жить характерная «старина». Въ чемъ же она заключалась? Прежде, всего — въ подавленіи всякой личной иниціативы и само дѣяте льности . Въ предыдущихъ главахъ мы уже ви- дѣли, какую роль въ этомъ отношеніи сыгралъ нашъ го- сударственный строй. Еще бѣднѣе, еще угрюмѣе покажется намъ картина «старины», если мы предетавимъ себѣ ску- дость образовательныхъсредствъ. Въ XV — XVII вв. было, конечно, не мало «грамотныхъ» среди всѣхъ классовъ на- селенія; были «ученые», въ родѣ Ивана Грознаго и его сына, князя Курбскаго, боярина Тучкова, князя Токмакова въ XVI в. или князя Шаховского, князя Катырева-Ростов- скаго, муромскаго губного старосты Дружины Осорьииавъ XVII в.; были «училища», вѣрнѣе школы грамоты, въ ко-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1