Итоги XVIII века в России. Введение в русскую историю XIX века

— 419 — торыхъ учили только читать и писать : азбука, часословъ, псалтирь, иногда апоетолъ, со второй половины XYI в. кое- гдѣ грамматика, орѳографія да статьи изъ азбуковника. Но не было образованности. Немного прибавила и школа по жестокому образцу (со схоластикой, внѣдрявшейся при по- мощи розогъ) юго-западной Руси. Для народной массы она ничего не дала. Высшій же и средній классъ насел енія, который ею пользовался, не могъ ею удовлетвориться. По- нятно, какъ узко должно быть міросозерцаніе, вырабаты- вавшееся при такихъ условіяхъ. Преобладало вліяніе церкви и религіи, не духи и сущность ея, а внѣшній обрядъ, форма. Вся довольно обширная литература наша до XVIII в. обязана своими происхожденіемъ почти всецѣло одному учительному сословію — духовенству. Единственными цен- трами и разеадниками проевѣщенія были монастыри. Глав- ная задача такой литературы будетъ, конечно, проповѣдь аскетизма, по усвоенной нами византійской традиціи, и борьба съ ересями. Свѣтскому элементу, живой мысли не пробиться въ безвыходный кругъ священнаго писанія и цер- ковнаго преданія. Но и этидовольно ограниченные интересы недоступны для массы, чуждой и полемики съ латинствомъ и прямо не понимавшей чужой проповѣди. Къ тому же большинство духовенства не могло быть « учительными » по своему невѣжеству, грубости и своекорыстію. Отъ религіи остается, такими образомъ, одинъ обрядъ ; она подмѣняется грубыми предразсудками и суевѣріями. Вся пытливость на- роднаго ума уходитъ, въ лучшемъ случаѣ, въ ереси: онѣ разоблачаютъ церковное неустройство, отстаиваютъ права человѣка. Еретикамъ «заграждаютъ уста» и еще тѣснѣе смыкаютъ кругъ разсужденій. Умственный застой узако- няется. Старые обычаи священны. Новое — - богоотметно. Освящается косность, невѣжество. Наука объявляется винов- ноц въ ерееяхъ. Подобное « средневѣковье » долго жить не могло. Къ концу XVII в. оно уже начало терять свою власть надъ умами, истощаться. Несостоятельность его станови- лась очевидной не только для высшихъ клаесовъ, но и для значительной массы народа. Аресты, истязанія не останавли- ваютъ « церковныхъ мятежниковъ ». Число ихъ растетъ. ' Расколы, секты, ереси заставляютъ искать выхода. А тутъ 27 *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1