Итоги XVIII века в России. Введение в русскую историю XIX века

— 423 — неніе Пуффендорфа, разъясняющее обязанности и права личности, « естественный » вольности, и другое сочине- ніе его же, поучающее религіозной вѣротерпимости и свободѣ совѣсти. Создается, наконецъ, и русская журна- листика, какъ бы наивна она ни была первое время. Примѣръ уваженія къ наукѣ Петръ Великій подаетъ какъ бееѣдами въ кружкѣ избранныхъ, такъ и въ сношеніяхъ съ европей- скими учеными (напримѣръ, съ Лейбницемъ). Европеизова- ніе Роесіи всѣми названными путями должно было имѣть серьезныя послѣдствія, составить, дѣйетвительно, «эпоху» въ русской жизни. Началось, конечно, съ вліянія быта, обстановки высшей культуры: «изба» превращается въ. «палаты», появляются новаго фасона столы, кресла, зеркала, часы, картины, гравюры; потомъ идутъ подражанія въ рос- коши польекихъ и нѣмецкихъ костюмовъ ; далѣе «галант- ность» обхожденія и пріятность препровожденія времени . 1 Руескіе, очутившись за границей, прежде всего поражались внѣшней стороной культуры : въ описаніяхъ русскихъ путе- шественниковъ того времени не мало’ мѣста отводится внѣш- ности город овъ, театровъ, садовъ, чистотѣ улицъ, порядку и благоустройству; нѳ пропускаютъ вниманіемъ они и обхо- дительность европейскаго обращенія, иное, чѣмъ на Руси, положеніе женщины ; благотворительный и проевѣтительныя учрежденія , наконецъ, «плезиры». На этомъ удивленіи психологическій процессы не оканчивается. Русскіе люди начинаютъ размышлять, сравнивать и различать сходное и несходное, что дѣлали уже и до Петра Котошихинъ и Кри- жаничъ, А потомъ • началась и критика, безпощадная кри- тика своихъ домашнихъ порядковъ, сознаніе ихъ негодности п мысль о замѣнѣ ихъ новыми, заимствованными съ Запада. Новые порядки и техническія усовершенетвованія заводи- лись во всѣхъ областяхъ. Перемѣны были довольно суще- ственный. Конечно, дѣло не обошлось безъ крайностей : путешествіе за границу становится «страстью»; въ заимство- вана омъ много ненужнаго и не зрѣлаго, карикатурнаго и смѣшного; часто перемѣна оказывалась внѣшней «позоло- той», подъ которой жила азіатчина; наконецъ, довольно Узкіе были предѣлы распространенія новой культуры — Дворъ, высшее чиновничество, столичное и лишь отчасти

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1