Итоги XVIII века в России. Введение в русскую историю XIX века

— 425 — гору милліоны тянуть, то какъ дѣло его споро будетъ?» Но дѣло его было дѣло руоскаго народа; послѣдній только не вполнѣ понимали свое благо. Поэтому царь-воспитатель долженъ быль, проводя реформы, объяснять ихъ смыслъ и значеніе самъ и черезъ своихъ сотрудниковъ, И престолъ царскій и церковная каѳедра одинаково превращались по- рой въ органы публицистики. Главныя идеи Петра Вели- каго— необходимость западно-европейской «науки» въ ши- рокомъ смыслѣ и распространение «свѣтскаго» міросозерца- нія. Петръ Великій быль истинными представителемъ про- свѣщеннаго абсолютизма (хотя этотъ терминъ и вводится позже), считавшаго успѣхи въ области внѣшней политики и безусловную монархическую власть лишь орудіями для достижения главной цѣли : развитія богатства и образованія народа. «Старина», съ своимъ патріархальнымъ укладомъ, аскетическимъ идеаломъ, боязнью науки, не давала возмож- ности развитія, живой личности было въ ней тѣсно, и Петръ Великій встряхнули застоявшуюся жизнь во всѣхъ углахъ, вывелъ новое поколѣніе на широкое поприще общечеловѣ- ческаго просвѣщенія, на просторъ научнаго знанія. Въ этомъ — смыслъ его реформы. Абсолютистъ въ политикѣ, Петръ внееъ государственное начало и въ жизнь церкви учрежденіемъ «святѣйшаго синода». Петръ не скрылъ своего побужденія «оградить отечество отъ мятежей и смущенія, каковые проиеходятъ отъ единаго собственнага правителя Духовнаго. Ибо простой народъ не вѣдаетъ, како разнствуетъ власть духовная отъ самодержавной, но, удивляемый вели- кой честію и славою выеочайшагоі пастыря, помышляетъ, что таковой правитель есть второй государь, самодержцу равносильный или и болыпій, и что духовный чинъ есть Другое и лучшее государство... Когда же народъ увидитъ, что соборное правительство установлено монаршимъ ука- зомъ и сенатскимъ приговоромъ, то пребудетъ въ кротости и потеряетъ надежду на помощь духовнаго чина въ бунтахъ » (Духовный Регламентъ). Однако дальше этого не шли при- тязанія Петра Великаго въ церковно-религіозной области, нъ и самъ былъ не очень строгъ въ иеполненіи внѣшнихъ обрядовъ и религіозныхъ церемоній и другимъ предоста- вляли свободу «пещись о блаженствѣ души своей». Терпи-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1