Итоги XVIII века в России. Введение в русскую историю XIX века

— 426 — мый къ иностраннымъ исповѣданіямъ, онъ и гражданами своими объявляли: «надъ совѣетыо людей властенъ одинъ Христосъ». Главное для Петра Великаго было въ томи, чтобы церковь не мѣшала насажденію науки, отъ которой Петръ Великійждалъ великихъ благъ. Петръ Великій самъ учился многому* й другими внушалъ необходимость учиться. Онъ заводилъ училища для борьбы съ народными невѣже- ствомъ, приспособляя ихъ къ насущными потребностями государства, думали даже объ учрежденіи академіи науки . « въ семи единомъ умъ его обращался, како бы кратчайшій и способнѣйшій путь изобрѣети, чтобы завести науки и людей своихъ елико мощно скорѣе обучити». Чтобы рас- ширить круги идей въ руоскомъ обществѣ, Петръ Великііі долженъ были воспользоваться печатью, ^дагопечатаніе при немъ достигаетъ довольно значительныхъ размѣровъ. Они заботится о переводѣ книги не только техническая) содержанія, но и болѣе широко-научнаго. «Удивительна,, .говорить Пыпинъ, — тц р.оиность и .мѣткость, какія вносили Петръ Великій въ свои. книжные труды». Онъ самъ дѣлалъ выборъ книги для перевода, поправляли переводы, заботясь и объ языкѣ и даже внѣшности книги. Не даромъ Лейб- ницъ, слѣдя за деятельностью Петра Великаго на пользу . просвѣщенія страны, называли его « благодѣтелемъ человѣ- чѳства». Но одинъ, несмотря даже на свою героическую энергію, онъ « облагодѣтельствовать » Росеію не моги. Онъ нуждался въ сотрудникахъ для своего большого дѣла, все разраставшагося. Не всѣ наличные элементы, какіе могли бы служить его дѣлу, одинаково поддались его вліянію, но все даровитое и живое отозвалось на его призывъ. Прежде всего Петръ стали искать опоры въ представителяхъ тогдаш- няго духовенства, ученикахъ кіевской академіи, уже вы- сылавшей въ Москву не мало «культуртрегеровъ». Петръ Веливій хотѣлъ прежде всего воспользоваться церковной каѳедрой для защиты и пропаганды своихъ стремлен ш и начинаній, для устнаго и публичнаго обсужденія обществен- ныхъ и государственныхъ волроеовъ. Онъ хотѣлъ секуля- ризовать мысль и обратить проповѣдь въ публицистику. И онъ приглашаетъ въ Москву « къ проповѣданію епособныхъ » изъ кіевлянъ, прежде всего Стефана Яворскаго. Но они

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1