Итоги XVIII века в России. Введение в русскую историю XIX века

— 427 — ошибся въ расчетѣ. Кіевляне были люди ученые, начитан- ные, могли составить, по латино-польскому образцу, искус- ный проповѣди, но они были схоласты. Въ ихъ проповѣдяхъ нѣтъ органической связи, живой убѣждающей мысли : одна мертвая сухая форма, наполненная тропами, фигурами, сим- волами. Тонкости схоластики, «риторическая рука», притчи и « прилоги », по всѣмъ правилами искусства проповѣдни- чества, могли погубить и умъ, и талантъ. И дѣйствительно, Стефанъ Яворскій быль во власти рутины. Онъ сочиняли шанегирики Петру Великому, но были чуждъ духа его ре- фррмъ. Впрочемъ, можетъ-быть, Стефанъ Яворскій не го- дился въ сотрудники и по своими клерикально-консерватив- нымъ взглядами : онъ были сторонники патріаршества, вы- сокой роли духовенства, враги, протестантизма и всего легко- мысленнаго отношенія Петра Великаго къ обрядами и «ста- ринѣ». ІІо.душѣ Петру Великому были другой человѣкъ — Ѳеофанъ Прокоповичи. Любопытны уже самые отзывы современниковъ, русскихъ 1 и нностранцевъ, объ этомъ ближайшемъ сотрудникѣ Петра Великаго. Онъ были « образ ованнѣйшій » (академики Байеръ), «въ наукѣ философіи новой и богословіи толико ученъ, что ' въ Руси прежде равнаго ему не было» (Татищевъ, то же и | фонъ-Гавенъ, Кинги), « краснорѣчіемъ столь великій, что ? нѣкоторые ученѣйшіе люди почтили его именемъ Россій- скаго Златоустаго» (Н. И. Новиковъ). Самая біографія Ѳео- ] фана Прокоповича локавываетъ, какъ рано онъ почувство- вали чисто петровскую жажду знанія, стремленіе расширить . св °й ум ственный кругозоръ ; си какой страстью онъ рѣшается на далекое 'прешествіе въ чужую страну за наукой и какъ самостоятельно и критически относится къ этой наукѣ. Возвратившись на родину, въ скромной роли преподавателя, онъ обнаруживаетъ свои свойства и симпатіи. Несмотря на схоластицизмъ католической науки, которую онъ изучали въ коллегіи св. Аѳанасія въ Римѣ, онъ вырабатываетъ въ себѣ сильный скептицшмъ,, критическое отношеніе къ авторитетами и особенную вражду къ схоластической ру- тинѣ. Если къ этому прибавить его способность къ злой и мѣткой насмѣшкѣ, то невольно вспомнятся люди эпохи реформаціи. Ѳеофанъ Прокоповичи преподавали піитику.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1